Город Сочи Краснодарского края

157
7 минут
Город Сочи Краснодарского края

Муниципальное образование город-курорт Сочи

Муниципальное образование со статусом городского округа, курорт федерального значения на территории Краснодарского края

История

Район Сочи и прилегающее к нему черноморское побережье имеют древнюю историю, о чём свидетельствуют археологические находки в регионе. Свои следы здесь оставили доантичные времена, Античность, раннее и позднее Средневековье, советский и постсоветский периоды.

Город Сочи основан 21 апреля 1838 как форт Александрия. На территории нынешнего Сочи во время Кавказской войны также основаны укрепление Святого Духа (в 1837, положившее начало будущему Адлеру), форты Лазаревский и Головинский (1839), ставшие впоследствии посёлками Лазаревское и Головинка. Цель укреплений – пресечение работорговли и контрабандной продажи горцам оружия. Позже форт стал называться Навагинским – в честь полка, прославившегося в боях на Кавказе. И сейчас центральная улица Сочи называется Навагинской. Часть стены форта Навагинский сохранилась. Она находится во дворе здания бывшей поликлиники – на спуске с ул. Орджоникидзе к морскому вокзалу.

В ходе Крымской войны гарнизоны на побережье вывезли в Новороссийск, так как в Чёрное море вошла англо-французская эскадра под командованием адмирала Эдмунта Лайонса. В 1864 укрепление отстроено заново как Пост Даховский. С 1874 – Даховский Посад, с 1896 – Сочи (по названию реки Сочи, на берегах которой стоял посад).

15 сентября 1902 открыто первое ванное здание на Мацесте.

С 28 декабря 1905 года по 5 января 1906 года существовала Сочинская республика.

14 июня 1909 открыт первый курорт – «Кавказская Ривьера», что считается началом Сочи как курорта.

В 1917 году Сочи присвоен статус города.

В годы Гражданской войны город попеременно оказывался под властью большевиков, деникинцев, грузинского меньшевистского правительства, Комитета освобождения Черноморья (зелёные). Сохранение города Сочи в составе России де-факто – результат боевых действий частей Добровольческой армии генерала А. И. Деникина осенью 1918 – зимой 1919 годов, отвоевавших в ходе Сочинского конфликта сам город Сочи, Адлер, Гагры, всю прибрежную территорию, захваченную весной 1918 года Грузией.

В апреле 1920 года установилась советская власть. После Гражданской войны уделяется значительное внимание развитию курортного дела в Сочи.

В 30-х годах начинается новый этап в истории города. В 1933 году правительство утвердило первый Генеральный план реконструкции Сочи-Мацестинского курортного района. В 1934 году начинается генеральная реконструкция Сочи-Мацестинского курорта под руководством Александра Денисовича Метелёва. Осью проекта стала магистраль Ривьера – Мацеста (позже Сталинский проспект, ныне –  Курортный проспект). Создаются новые санатории, институт курортологии, театры, прочая инфраструктура.

Строятся дачи для руководителей государства. В 1934 году по инициативе наркома К. Е. Ворошилова началось строительство по проекту М. И. Мержанова, личного архитектора И. В. Сталина, дачи Бочаров Ручей, ныне – официальная резиденция президента России. Для И. В. Сталина построены четыре дачи, из которых чаще всего посещал «Новую Мацесту» (также построенную по проекту Мержанова; сейчас в её бывшем кинозале – музей).

С 1937 Сочи в составе Краснодарского края.

Накануне Великой Отечественной войны в Сочи функционировала 61 здравница, на их базе в декабре 1941 года открыт 51 госпиталь.

27 августа 1948 года Сочи становится городом республиканского подчинения, а 3 июня 1958 года возвращается в категорию городов краевого подчинения.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1961 году территория города Сочи значительно расширена за счёт включения в состав города-курорта Адлерского и Лазаревского районов. Курорт раскинулся по побережью от посёлка Магри на границе с Туапсинским районом до реки Псоу, по которой в то время проходила граница с Грузинской ССР. Созданы 4 административных района города Сочи – Центральный, Хостинский, Адлерский и Лазаревский.

19 апреля 1993 года Согласно Постановлению Совета Министров РФ город-курорт Сочи приобретает статус курорта федерального значения.

В 2005 году в результате реформы местного самоуправления на территории города Сочи с подчиненными городской администрации населёнными пунктами, было образовано муниципальное образование город-курорт Сочи со статусом городской округ.

География

Территория Сочи простирается от микрорайона Магри до государственной границы с Республикой Абхазия по реке Псоу. Крайние точки территории Сочи: западная – берег моря у поселка Магри, восточная – пик Кардывач Узловой, северная – гора Кашина, южная – берег моря Имеретинской бухты.

Протяжённость муниципального образования город-курорт Сочи – 105 км. Однако чтобы проехать всю длину Сочи по извилистой горной автодороге, необходимо преодолеть существенно большее расстояние (около 140 км; благодаря сооружению новых мостов и тоннелей дорога значительно сокращается). Территория муниципального образования расположена вдоль побережья, местами расширяясь в горные долины вплоть до Главного Кавказского хребта на расстояние от 40 до 60 км. Из общей площади города только 250 км² находится под застройкой. По площади территории, подчинённой администрации города, Сочи в 1,5 раза больше (3502 км² против 2511 кв. км) Москвы (в новых границах с 2012 года), но имеет гораздо меньшее население (524 023 против 12 615 279 человек).

Граничит с Туапсинским, Апшеронским и Мостовским районами Краснодарского края, Майкопским районом Республики Адыгея и Республикой Абхазия.

Административное деление

Территория муниципального образования город-курорт Сочи и соответствующей административно-территориальной единицы (города краевого подчинения Сочи) в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась 10 февраля 1961 года, когда в черту Сочи была включена территория упразднённых Адлерского и Лазаревского сельских районов Краснодарского края, а в городе Сочи были образованы 4 района.

  • Центральный район (ядро агломерации)

  • Адлерский район

  • Лазаревский район

  • Хостинский район

Экономика

Сочи – крупный экономический центр Краснодарского края и России. По мнению экономико-географа Натальи Зубаревич, город, будучи «рекреационной столицей», наряду с крупнейшими индустриальными центрами, выступает «мотором» развития, определяющим перспективы и направления развития страны. В основе экономики Сочи лежат торговля, строительство, курортная и туристическая сфера.

Туризм

На сегодняшний день Сочи – всесезонный курорт международного уровня. На его территории ведут деятельность 705 классифицированных средств размещения, в их числе: 66 санаториев, 20 пансионатов и баз отдыха, 1 бальнеолечебница и 618 гостиниц (в том числе, 42 новых отеля под управлением 12-и ведущих мировых гостиничных сетей, в том числе Swissotel, Rezidor, Hyatt, Accor, Marriott, Rixos и др.). Открыты 183 пляжные территории, действуют более 100 туристических объектов, работает около 70-ти экскурсионных компаний.

В последние годы отмечено стабильное увеличение турпотока. За 2016 год Сочи посетили более 5,2 млн туристов, на 5,9 % больше, чем в 2015 году. Средняя годовая заполняемость гостиниц и отелей держится на уровне 77 %, но разнится по сезонам. Значимость туризма для развития Сочи определяется и финансовыми поступлениями от отрасли. Согласно статистики, за 2015 год доходы от туризма составили порядка 30 млрд рублей. При этом по всей стране доходы от отрасли составляли 161 млрд рублей; таким образом туристическая отрасль города занимает 18,6 % от объёма общего рынка страны.

Транспортная инфраструктура

Сочи — крупный транспортный узел Юга России. Город обслуживает Международный аэропорт Сочи, семь железнодорожных вокзалов: Сочи, Адлер, Лазаревская, Хоста, Олимпийский парк, Красная Поляна, Лоо и множество железнодорожных платформ для остановки электропоездов.

В Сочи два морских порта:

  • Сочинский морской торговый порт

  • новый грузовой порт Имеретинский

Городской транспорт представлен в основном маршрутными такси, такси и автобусами.

В связи с вытянутостью территории города, городские пассажирские перевозки производятся также электропоездами.

Для сокращения движения транзитного автотранспорта через центр города построили Объездную автодорогу.

Также есть своеобразные немассовые городские транспорты: фуникулёры и три канатные дороги, также имеется несколько канатных дорог в Красной Поляне.

Архитектура

В отличие от других исторических поселений Северо-Западного Кавказа, архитектурное и градостроительное наследие Сочи сформировано, по большей части, за счёт построек советского периода. В период до Второй мировой войны Сочи-Мацестинский курорт в очень короткий срок стал «крупнейшей здравницей общегосударственного значения», чему способствовало принятие генерального плана реконструкции города, на основании которого построены многочисленные объекты санаторно-курортного значения и значительно расширена инфраструктура.

С конца 1920-х до конца 1930-х годов и в послевоенное время архитектурный облик Сочи формировался силами самых известных в стране архитекторов. По обеим сторонам Курортного проспекта (на участке длиной более 30 километров) создана динамичная композиция архитектурных ансамблей, в которой преобладали высотные доминанты на возвышенностях рельефа, террасы на склонах и «морские фасады». Сочинская архитектура сочетает в себе немногочисленные яркие произведения эклектики и модерна и советскую архитектуру – произведения конструктивизма, советского неоклассицизма, «исторических» стилей, – по большей части в составе многоярусных «дворцовых» ансамблей.


Новые материалы