Тамани готовят пыльную Находку или научат ронять вагоны

4 минуты
Тамани готовят пыльную Находку или научат ронять вагоны
Если вы никогда не слышали о трехвагонном опрокидывателе, то могли пропустить сообщение краснодарского правительства о визите Владимира Путина в Тамань. За эпичной историей со строительством Крымского моста остается в тени проект одного из самых интересных публичных бизнесменов Кубани Мишеля Литвака по развитию угольных перевозок на Юге страны. На Дальнем Востоке они уже развиты, от чего много лет страдают жители порта Находка. Губернатор Вениамин Кондратьев тему рисков задохнуться в пыли во время своего правления не поднимал, зато почти моментально прокомментировал открытие газопровода «Турецкий поток», пообещав улучшение условий жизни во всем Темрюкском районе.

Тамань на портовой карте России 

Порту Тамани далеко до оборотов крупнейших участников рынка в Новороссийске, Санкт-Петербурге и Усть-Луге. Журнал «Эксперт» даже не включил его в первые пятьдесят портов, которые оценивал по мощности перевалки, грузообороту и выручке. Для сравнения соседний порт Темрюк на 43 месте, всего в стране насчитывается примерно 67 портов. Даже при такой скромной роли, инвестиции в развитие порта измеряются астрономическими цифрами. В группе компаний «ОТЭКО» бельгийско-российского предпринимателя Мишеля Литвака говорили о готовности вложить в развитие порта Тамань больше восьми миллиардов долларов.

В октябре прошлого года Литвак, уже официально ставший гражданином России, презентовал свой проект Владимиру Путину. По итогам, краевое правительство опубликовало следующие цифры — к 2024 году порт должен выйти на проектную мощность в 65 миллионов тонн в год угля, серы и минеральных удобрений. В сам порт уже вложено 68 миллиардов рублей, построена отдельная железнодорожная ветка длинной 35 километров, автодороги, линии электропередач и так далее. Кроме того, группа «ОТЭКО» получила право вести жилую застройку, объяснив это необходимостью разместить собственных специалистов. В планах возведение поселка на 15 тысяч человек.
Спустя полтора месяца после визита президента РБК писал, что Литвак может получить доминирующее положение по отгрузке угля на европейский рынок, при том, что спрос на него будет постепенно снижаться из-за ужесточения экологический требований. Кроме того, к работе в Тамани потеряли интерес сразу две крупные компании — «Кузбассразрезуголь» и СУЭК.

Как из приморского города превратиться в шахтерский

Вернемся к тому самому трехвагонному опрокидывателю, которое в сообщении пресс-службы Кондратьева представлено как чудо техники. Механизм нужен для погрузки угля на корабли и будем надеется, действительно снабжен механизмом по удерживанию пыли. А ее при транспортировке угля много, при пересчете на миллионы может быть даже очень много. Об этом не понаслышке знают жители дальневосточного порта Находка, откуда вряд ли долетают новости до Краснодарского края, но как минимум их стоило бы почитать Вениамину Кондратьеву и прикинуть риски. 

Напомним, в 2017 году ситуация на Дальнем Востоке вышла на федеральный уровень, благодаря школьнику задавшему президенту вопрос во время прямой линии. Объем отгрузки из Находки на тот момент оценивался в 47 миллионов тонн в год. Ниже, чем планируется в Тамани, но люди все равно мучила угольная пыль. Если она не летит в сторону жилых домов, но оседает на воде, в чем тоже мало полезного.

Безусловно, реакция после обращения к президенту последовала, но вот совсем свежая история. В декабре прошлого года Находкинский городской суд удовлетворил иск природоохранного прокурора о приостановке работы АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» из-за нарушений санитарных и экологических требований. В прокуратуре Приморского края подчеркнули, что не просто выявили опасные нарушения, но и зафиксировали увеличение объемов отгрузки угля. Добиться цивилизованного подхода за два года так и не получилось.

Пыль в глазах или в легких

Открытие перевалки угля само по себе вовсе не означает экологическую катастрофу. Среди экспертов отрасли есть мнение, что в границах портового терминала можно эффективно улавливать до 80-85% угольной пыли. Процесс перевозки угля по железной дороге — это уже другой вопрос. Да только, кто пустит рядовых жителей Тамани посмотреть ту самую линию разгрузки угля, которую презентовали Путину. На уровне губернатора Кондратьева все ограничилось пресс-релизом, что все будет хорошо. И у инвестора проекта Мишеля Литвака действительно все будет хорошо. Не выйдет порт на проектную мощность, так хоть можно построить поселок на 15 тысяч человек.

Да и зачем Кондратьеву инициировать широкую общественную дискуссию относительно проекта, требующего внимания независимых специалистов. Всего спустя год, после того, как  новый губернатор начал работу, Мишель Литвак стал инвестором футбольного клуба «Кубань». Представлял общественности его лично Кондратьев, чем обеспечил себе порцию пиара. Опять же внимание к порту Тамань на федеральном уже уровне было, вопрос стоял, стоит ли тратить на него бюджетные деньги. В итоге Литвак, в 90-е неплохо заработавший на перевозке нефтепродуктов, нашел общий язык с государством, а местным чиновникам остается только не мешать делать бизнес. До Кондратьева угольная пыль из Тамани не долетит. 


фото с сайта m.tvkrasnodar.ru

Еще новости в категории Общество