Русалки без хвостов, сомы-людоеды и ходячие покойники: фольклорист Никита Петров о кубанских мифах
Участник фестиваля «Александровская крепость» в Усть-Лабинске рассказал «Кубань Информ», в чем сходство казачьих легенд с историями других народов.
Фольклорист Никита Петров выступил в Усть-Лабинске на фестивале казачьей культуры «Александровская крепость», организованном фондом «Вольное Дело» Олега Дерипаска. Перед зрителями он прочитал лекцию под названием «Сказочный хоррор: самые страшные существа мифов и легенд». Исходя из названия понятно, что фольклор любит пощекотать нервишки, кубанский — не исключение. Об этом специалист по устному народному творчеству рассказал «Кубань Информ».
Петров сообщил, что в Краснодарском крае он впервые, и ему было интересно ознакомиться с казачьей культурой.
— Я никогда не был в Усть-Лабинске, на Кубани. Очень хотел приехать — интересна казачья культура, казачий мир, который мне кажется совсем другим. Я все время работаю с русским севером, а здесь мне было безумно интересно в первый раз, увидеть, как это работает внутри, даже в постановках, в иммерсивных спектаклях на фестивале, — поделился впечатлениями о мероприятии Петров.
Здесь ему интересны истории про сомов, высасывающих молоко из коров, про русалок, домовых.
— Мифы про сомов, возможно, — это отголосок к древним историям водяных, которых на Кубани практически нет. Интересны истории про ходячих покойников, которые ходят к людям, после чего те начинают беднеть, худеть. В кубанском фольклоре есть и тот же домовой, — перечислил точки соприкосновения легенд фольклорист.
По словам Петрова, к новостям, в которых говорится, что сомы утаскивают собак и других животных в водоемы, как было на Кубани, он относится с научной точки зрения.
— Есть такое явление, которое называется остенсия. Это когда фольклор может воплощаться в действительность. То есть человек, начитавшись или зная тот или иной миф, рассказывает об этом или решает воплотить это в реальность. Известно, что сомы могут хватать голубей, маленьких животных, потому что они голодные, «выходить» на берег — это их нормальное свойство, но если мы скажем, что сом утащил 80-килограммовую собаку, то здесь как раз будет элемент фольклора, который добавляется к реальности, — поделился Петров.
Одна из легенд гласит, что водяной может забирать людей, которым пришло время, а не специально топит их.
— Сом считается рыбой водяного, из-за чего сомы становятся мифическими рыбками. Есть легенды, что они высасывают молоко из коров, и после прогулки те приходят с пустым выменем, — поделился фольклорист.
Бытует легенда, что на Кубани водятся сомы-людоеды. Это проявляется в запретах. Например, местным жителям бабушки запрещали купаться в Кубани после захода солнца. Это грозило тем, что сом утащит на дно.
Что касается русалок, для многих привычным образом этой героини фольклора является девушка, половина тела которой — рыбий хвост. Зачастую она обитает в реках и водоемах, и славится своим магическим пением.
На Кубани же русалка имеет ноги, и она выходит к людям во время работы в поле. Считается, что это существо может затащить путника или работника в рожь. Особо активны эти герои фольклора в так называемую Русальную неделю, которая начинается с Троицы, то есть в конце мая — начале июня. По поверьям, если в это время в лесу нашли младенца, то он является ребенком нечистой силы. Петров рассказал, что, по легенде, такого малыша нужно укрыть, тогда в следующий поход в лес его «мать» принесет блага, то есть много грибов и ягод.
Отдельными героями мифов являются «ходячие». Это якобы покойники, которые могут навестить живого человека во сне, после чего ему станет плохо. Петров поделился народным «лайфхаком», чтобы снять наваждение неприятного «гостя».
— Во время посещения туалета во время слива нужно сказать: «Вот как это смыло, так и ты не ходи». Говорят, помогает 100 процентов, — то в шутку, то ли взаправду рассказал фольклорист.
Несмотря на то, что Петров специализируется на народной устной культуре русского севера, он нашел много сходств с казачьими легендами.
— Не нужно думать, что кубанская традиция — что-то очень отдельное. Скорее всего, этот богатый регион впитал в себя культуры очень разных народов, начиная от казачества и заканчивая теми людьми, которые приехали сюда из Сибири. И сейчас они активно привносят свою культуру, — считает Никита Петров.
Ранее «Кубань Информ» писал, что Никита Ефремов рассказал, какими качествами обладает кубанский казак.