Русалки без хвостов, сомы-людоеды и ходячие покойники: фольклорист Никита Петров о кубанских мифах

Участник фестиваля «Александровская крепость» в Усть-Лабинске рассказал «Кубань Информ», в чем сходство казачьих легенд с историями других народов.

Русалки без хвостов, сомы-людоеды и ходячие покойники: фольклорист Никита Петров о кубанских мифах

Фольклорист Никита Петров выступил в Усть-Лабинске на фестивале казачьей культуры «Александровская крепость», организованном фондом «Вольное Дело» Олега Дерипаска. Перед зрителями он прочитал лекцию под названием «Сказочный хоррор: самые страшные существа мифов и легенд». Исходя из названия понятно, что фольклор любит пощекотать нервишки, кубанский — не исключение. Об этом специалист по устному народному творчеству рассказал «Кубань Информ».

Петров сообщил, что в Краснодарском крае он впервые, и ему было интересно ознакомиться с казачьей культурой.

Я никогда не был в Усть-Лабинске, на Кубани. Очень хотел приехать — интересна казачья культура, казачий мир, который мне кажется совсем другим. Я все время работаю с русским севером, а здесь мне было безумно интересно в первый раз, увидеть, как это работает внутри, даже в постановках, в иммерсивных спектаклях на фестивале, — поделился впечатлениями о мероприятии Петров.


Здесь ему интересны истории про сомов, высасывающих молоко из коров, про русалок, домовых.

Мифы про сомов, возможно, — это отголосок к древним историям водяных, которых на Кубани практически нет. Интересны истории про ходячих покойников, которые ходят к людям, после чего те начинают беднеть, худеть. В кубанском фольклоре есть и тот же домовой, — перечислил точки соприкосновения легенд фольклорист.

По словам Петрова, к новостям, в которых говорится, что сомы утаскивают собак и других животных в водоемы, как было на Кубани, он относится с научной точки зрения.

Есть такое явление, которое называется остенсия. Это когда фольклор может воплощаться в действительность. То есть человек, начитавшись или зная тот или иной миф, рассказывает об этом или решает воплотить это в реальность. Известно, что сомы могут хватать голубей, маленьких животных, потому что они голодные, «выходить» на берег — это их нормальное свойство, но если мы скажем, что сом утащил 80-килограммовую собаку, то здесь как раз будет элемент фольклора, который добавляется к реальности, — поделился Петров.

Одна из легенд гласит, что водяной может забирать людей, которым пришло время, а не специально топит их.

Сом считается рыбой водяного, из-за чего сомы становятся мифическими рыбками. Есть легенды, что они высасывают молоко из коров, и после прогулки те приходят с пустым выменем, — поделился фольклорист.

Бытует легенда, что на Кубани водятся сомы-людоеды. Это проявляется в запретах. Например, местным жителям бабушки запрещали купаться в Кубани после захода солнца. Это грозило тем, что сом утащит на дно.

Что касается русалок, для многих привычным образом этой героини фольклора является девушка, половина тела которой — рыбий хвост. Зачастую она обитает в реках и водоемах, и славится своим магическим пением.

На Кубани же русалка имеет ноги, и она выходит к людям во время работы в поле. Считается, что это существо может затащить путника или работника в рожь. Особо активны эти герои фольклора в так называемую Русальную неделю, которая начинается с Троицы, то есть в конце мая — начале июня. По поверьям, если в это время в лесу нашли младенца, то он является ребенком нечистой силы. Петров рассказал, что, по легенде, такого малыша нужно укрыть, тогда в следующий поход в лес его «мать» принесет блага, то есть много грибов и ягод.



Отдельными героями мифов являются «ходячие». Это якобы покойники, которые могут навестить живого человека во сне, после чего ему станет плохо. Петров поделился народным «лайфхаком», чтобы снять наваждение неприятного «гостя».

Во время посещения туалета во время слива нужно сказать: «Вот как это смыло, так и ты не ходи». Говорят, помогает 100 процентов, — то в шутку, то ли взаправду рассказал фольклорист.

Несмотря на то, что Петров специализируется на народной устной культуре русского севера, он нашел много сходств с казачьими легендами.

Не нужно думать, что кубанская традиция — что-то очень отдельное. Скорее всего, этот богатый регион впитал в себя культуры очень разных народов, начиная от казачества и заканчивая теми людьми, которые приехали сюда из Сибири. И сейчас они активно привносят свою культуру, — считает Никита Петров.

Ранее «Кубань Информ» писал, что Никита Ефремов рассказал, какими качествами обладает кубанский казак.