«Гигант кубанской журналистики»
Профессия журналиста сложная и крайне ответственная. Ведь слово – это, пожалуй, самое мощное оружие на земле. Ведь как однажды сказал советский поэт и фронтовой корреспондент Вадим Шефнер в одном из стихотворений: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» . 2022 год – юбилейный – для журналистики Краснодарского края: 5 мая 1917 года, 105 лет назад, в Екатеринодаре (ныне Краснодар) писатель Митрофан Седин начал издавать газету «Прикубанская правда» , она дожила до наших дней как «Вольная Кубань» . Этот год юбилейный не только для старейшей газеты Кубани, но и для Заслуженного журналиста Краснодарского края Владимира Викторовича Рунова . 11 мая ему исполняется 85 лет.
Владимир Викторович Рунов родился в Ростове-на-Дону, окончил исторический факультет Уральского государственного университета имени М. Горького. А с 1962 года – его жизнь и работа связана с Краснодарским краем.
Владимир Рунов много лет проработал тележурналистом, пройдя путь от младшего редактора Краснодарской студии телевидения до председателя крупнейшей региональной телеорганизации страны, в 1990-е годы поднятой им из руин – Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Кубань» . За эти годы он стал одним из самых заметных журналистов, что, однако, не помешало сочетать профессиональную деятельность с научной и педагогической. Много лет являлся деканом факультета телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры, преподавателем вуза Владимир Викторович воспитал не одно поколение студентов, будущих известных журналистов, корреспондентов, операторов.
11.05_1
В 2016 году в рамках Всероссийской акции «Библионочь» состоялась творческая встреча читателей Межпоселенческой библиотеки с Владимиром Руновым.
Сегодня Владимир Викторович Рунов является еще и одним из самых читаемых авторов Кубани.
Первым писательский талант Владимира Рунова определил главный редактор журнала «Молодая гвардия» Александр Кротов . Более того, он вызвался лично написать предисловие к первой книге начинающего автора «Беседы у догорающего камина» , изданной в 1999 году: «Рождение писателя яркого и самобытного – всегда загадка. Она связана с удивительной и неизбывной человеческой потребностью своего внутреннего преображения и с той особенной духовной работой (не видимой нашему взору), что тем не менее – при наличии дарования дерзнувшего – связывает его внутренний и внешний мир в стройную гармонию…
Дар – это способность соединить несколько миров в один, при этом нарушив и не поглотив ни одного.
В книге Владимира Рунова эта поразительная способность таланта ведет его своей путеводной звездой и по нынешней жизни, и по той, что ушла уже навеки от нас и от живших ранее поколений…
О них и пишет Владимир Рунов пером тонкого, вдохновенного и изящного беллетриста…» .
11.05_2
«Он из числа тех удивительных прозаиков, чей дар погружает читателя в повествование с первых страниц в мир настоящей литературы, “мир тонкого, вдохновенного и изящного беллетриста”, что и определяет долгую жизнь его книг. Для нашего “не поэтического и не литературного” времени такой устойчивый, искренний, заинтересованный интерес читателя исключительный, и, если хотите, уникальный» – так сказала о творчестве Рунова-писателя Заслуженный журналист Кубани, генеральный директор издательства «Книга» Татьяна Андреевна Василевская в «Слове издателя» к книге Владимира Викторовича «Страна отношений. Записки неугомонного» , изданной в 2012 году.
11.05_3
Жизнь Владимира Рунова связана с журналистикой, наверное, поэтому основная тема произведений Рунова-писателя – это исследование человеческих судеб на фоне времени. И его литературная деятельность отмечена разнообразными оттенками публицистики.
В ночь с 28 на 29 октября 1969 года случилось одно из самых страшных наводнений в истории Краснодарского края. В считанные часы стихия уничтожила целые улицы и поселки в Темрюкском районе, унеся жизни десятков человек.
В те дни участвовал в работе группы журналистов Краснодарской краевой студии телевидения, готовившей материалы о последствиях наводнения, и Владимир Викторович Рунов. В своих книгах «Стрельба на поражение» (2005) и «Тайны черноморских линкоров» (2018) он рассказывает, что видел после стихии в Темрюке.
На страницах книги «Стрельба на поражение» он вспоминает : «…Чем ближе к морю, тем отчетливее виден разгром, учиненный стихией. От телеграфного столба отрываем мокрого дрожащего парня. Оказывается, коллега, корреспондент местной газеты, утром поехал за материалом в рыболовецкий колхоз. Когда начался потом, успел зацепиться за плоскодонку, на ней и поднесло к столбу, вода ушла, он там и завис, пристегнув себя к изоляторным роликам брючным ремнем. Вертолетчики налили ему из термоса чаю, сидит и молча стучит зубами по эмалированной кружке, закутавших в одеяло.
– Спрашивать бесполезно! – машет рукой второй пилот. – Ступорное состояние!» .
Обращаясь к теме Азовской трагедии, Владимир Викторович не только приводит факты, связанные с наводнением, но и размышляет, почему сведения засекречивались, объясняет причины умолчания обстоятельств трагедии.
11.05_4
Из очерка «Волна нагонная» , опубликованного в книге «Тайны черноморских линкоров» : «“Темрюкская катастрофа” (позже название получила в журнале “Природа”) информационно была закрыта настолько, что мало кто знал, как и почему за одну ночь в округе одного из самых древних южных городов России погибло более 400 человек, а без крова и имущества остались тысячи. Из всех средств массовой информации туда была допущена лишь группа Краснодарского телевидения и то с целью провести спецсъемку для осведомления правительства об истинной картине. А она продирала до костей…». А завершается – напутствием: «Но за победительной суетой не забыть не менее важное – памятные события и имена, тесно вплетенные в историю российской государственности. В том числе и зловещую нагонную волну, которая набрасывается на российское побережье примерно раз в полвека. При этом помнить, что ураганный ветер, что рушит все разумное, дует всегда с противоположной стороны…» .
Наталья Шерстнева, библиотекарь отдела обслуживания
При написании публикации использованы следующие источники: