Как нейросеть может изменить кадровый рынок России?
Собрали данные и мнения экспертов из разных областей, действительно ли «нейронка» может оставить кого-то без работы, в чем объективные преимущества искусственного интеллекта, и почему он все-таки никогда не сможет заменить человека?
Начнем с того, в чем все-таки сильные стороны нейросетей?
Возьмем, к примеру, популярный сегодня ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer) — чат-бот с искусственным интеллектом, разработанный компанией OpenAl для автоматической генерации текста. ChatGPT способен работать в диалоговом режиме и поддерживать запросы на естественных языках. С конца ноября 2022 года, когда компания-разработчик открыла пользователям свободный доступ к чат-боту, вокруг него начался настоящий ажиотаж.
Фото: freepik.com
Что можно делать с помощью ChatGPT:
· генерировать тексты для личных блогов и сайтов;
· создавать рекламные объявления для соцсетей;
· переводить тексты;
· создавать документы;
· вести беседы в онлайн-чатах;
· создавать email-рассылки и рекламу для обучающих курсов;
· придумывать сценарии для подкастов, сюжеты для книг или идеи для статей.
Создание контента с помощью чат-бота реально существенно экономит время. Это особенно актуально для предпринимателей, которым нужно регулярно создавать большие объемы текстов.
При этом, что важно для бизнеса, искусственный интеллект, генерируя контент, учитывает фирменный стиль компании. Кроме того, тексты можно создавать под конкретную аудиторию — соответственно, в свою очередь, учитывая ее запросы.
Фото: freepik.com
Как искусственный интеллект изменить «расстановку сил» на рынке труда?
И второй вопрос — означает ли стремительное развитие нейросетей и еще бо́льшую востребованность IT-специалистов? Или же, наоборот, «нейронка» может их заменить?
Как считают сами айтишники, изменения рынка труда в IT-сфере неизбежны, хотя в данном случае речь все же идет не о создании чего-то нового с нуля, а об алгоритме, который реализует математические модели и работает с уже имеющимися данными. Но объективно: там, где сегодня пять специалистов решают задачу два дня, в будущем понадобится только один, работающий с алгоритмами и выдающий тот же результат за 12 часов. И что выберет работодатель — платить зарплату пяти специалистам или только одному — вопрос, как мы понимаем, риторический.
Павел Куделин, руководитель студии по созданию видеоконтента AV3, приводит свой пример: «Мы начали активно использовать сеть Midjourney. Есть пул дизайнеров, которые раньше рисовали изображения под запрос. Это занимало, как правило, два-три дня. Сейчас задача на 90% решается с помощью нейросетей».
Фото: freepik.com
По мнению Ольги Усковой, основателя и президента группы компаний Cognitive Technologies, технологическая революция, которую переживает мир из-за развития искусственного интеллекта и нейросетей, влечет за собой большие изменения на рынке труда. По ее словам, в ряде глобальных компаний с начала текущего года начались сокращения сотрудников, и речь идет не о простых рабочих, а о менеджерах, маркетологах, юристах, программистах и специалистах других профессий.
Фото: freepik.com
Эту точку зрения разделяют и HR-компании. Так, руководитель пресс-службы HeadHunter Сибирь Лилия Эсауленко прогнозирует, что нейросети могут заменить людей в сфере бухучета; создании текстового, видео- и фотоконтента; предоставлении простых юридических и медицинских консультаций; тестировании, переводах; поддержке клиентов; различных специальностях с рутинными операциями. Более того, в перспективе искусственный интеллект заменит сотрудников курьеров, диспетчеров, дикторов, спортивных судей и даже учителей.
Фото: freepik.com
Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов дополняет список профессий, которые могут заменить нейросети, — взять тех же корпоративных юристов. Уже сейчас по трем-четырем примерам типичных контрактов ChatGPT может создавать аналогичные документы. В прошлое могут уйти профессии базовых технологов, экономистов и других специалистов, которые тоже изо дня в день выполняют одну и ту же работу.
Фото: freepik.com
С другой стороны, благодаря внедрению нейросетей компании могут перевести часть своих сотрудников на более сложные и интересные работы.
Развитие искусственного интеллекта требует и новых специальностей, которые появляются на стыке разных областей. Например, медицины и робототехники. Уже сейчас можно встретить вакансии, связанные с машинным обучением. Например, разметчик данных для машинного обучения, разработчик в области машинного обучения и больших данных, менеджер по развитию бизнеса в группу машинного обучения. Или вот, например, вакансии, открытые в компании Яндекс: редактор текстов для нейросети, редактор для обучения нейросетей, журналист для нейросетей.
Фото: freepik.com
Логично, что возможности, которые открывают искусственный интеллект и нейросети, не могли не вызвать изменения и в сфере СМИ.
Еще минувшей зимой один из крупнейших европейских издательских и медиаконцернов Axel Springer объявил, что его журналистов может заменить искусственный интеллект. Глава медиаконцерна Маттиас Депфнер, объясняя планы по сокращению сотрудников изданий Bild и Die Welt, входящих в состав Axel Springer, пояснил, таким образом он стремится увеличить доходы концерна на 100 млн евро и сделать его чисто цифровым.
Но в группе риска оказалась не только «пишущая братия». В официальном письме, которые получили топ-менеджеры издательства Bild в конце июня 2023 года, в частности, было сказано: «…К сожалению, вам также придется расстаться с коллегами, у кого есть задачи, которые в цифровом мире заменяются искусственным интеллектом и/или автоматическими процессами. <...> Функций редакционных директоров, сотрудников печатного производства, корректоров, секретарей и фоторедакторов, как сегодня, больше не будет».
(Так что, как вы понимаете, у редакции «Кубань Информ» свой интерес разобраться, какую угрозу несут в себе нейросети в том числе для сотрудников российских издательств).
Продолжаем дальше.
Британские Daily Mirror и Daily Express тоже изучают возможность использования искусственного интеллекта. Так, в марте этого года, группа Reach, которой принадлежат оба издания, впервые опубликовала несколько статей, созданных искусственным интеллектом. Однако, как прокомментировал директор компании, это не повлечет за собой сокращение сотрудников в ближайшее время: «Мы выпустили наш первый контент с искусственным интеллектом, но им руководит редакция. Все это было создано с помощью искусственного интеллекта, но данные, очевидно, были собраны журналистом, и было ли это достаточно хорошо для публикации, решал редактор», — пояснил Джим Маллен.
Фото: freepik.com
Смекалка — наше всё
Что интересно: соискатели используют ту же нейросеть для выполнения тестовых заданий работодателей. И для некоторых компаний, ищущих сотрудников, это уже становится проблемой. Во-первых, непонятно, как вычислять фейковые работы. Как отмечает Лилия Эсауленко, выполненные задания выглядят довольно качественно и убедительно и даже проходят проверку на плагиат. Во-вторых, хотя можно уволить неподходящего кандидата на этапе испытательного срока, это все равно потеря времени и необходимость начать поиски сотрудника с самого начала. Потеря времени и денег.
Но, по мнению hr-специалиста, хотя поводы для беспокойства есть, использование «нейронки» соискателями вряд ли приобретет массовый характер.
Фото: freepik.com
Насколько масштабны будут изменения на рынке труда в целом?
Как считают те же айтишники, опасения на этот счет преждевременны. Нейросеть, как и любая другая новая технология, — это прежде всего инструмент, который призван упростить работу, получить более качественный и быстрый результат.
«Когда появились фоторедакторы, некоторые профессиональные фотографы их не признавали их, а обработанные изображения называли не искусством, а подделкой. Но сейчас сложно себе представить работу с изображениями без фоторедакторов, ими пользуются миллионы человек, и не только профессионалы», — говорит fullstack-разработчик Владислав Мальцев. — «Фотографы никуда не делись. Профессия не исчезла. Она востребована до сих пор, только теперь требование по умолчанию — умение работать в фоторедакторе».
Фото: freepik.com
IT-специалист дополняет, что развитие и повсеместное внедрение нейросетей — история долгая и дорогостоящая. Для этого нужны большие вычислительные мощности, которые могут себе позволить только очень крупные технологические компании. Опять же, недостаточно просто внедрить и запустить. Нужно обеспечить отказоустойчивость системы: чтобы выход из строя одной части не повлиял на работу всей «нейронки». Ну и, наконец, нейросеть просто неспособна заменить человека полностью.
«Добиться эффективного результата, основываясь на смекалке и порой парадоксальных решениях, пока может только человек», — подытоживает Владислав Мальцев.
Фото: freepik.com
«Я использую в своей работе нейросети и часто своим клиентам объясняю, как с ними работать. В любом рынке, не только кадровом, есть небольшая прослойка, которая сразу схватывает нововведения и их внедряет. Трендом, который возник раньше, стала геймофикация. Ее сразу же взял на вооружение небольшой процент рынка, который на острие всегда. В любой нише есть лидеры, которые, чтобы оставаться лидерами, должны использовать только самые новые вещи. Но основная, срединная часть рынка как их не использовала, так и не использует. Может быть, начали, частично внедрили, как-то попробовали. Сейчас с ChatGPT примерно такая же картинка. Опасаться конкуренции с нейросетью большинству профессий не стоит. Это мое субъективное мнение», — дополняет Влад Красавин, генеральный директор компании HR-генератор.
Данные статистики
Этой весной институт общественного мнения «Анкетолог» провел исследование, насколько ChatGPT популярен среди россиян. Оказывается, только 13% из них изучали эту тему (29% среди респондентов 18-25 лет), еще 44% что-то слышали о ней. Ничего не знают о ChatGPT 43% опрошенных. Уже пользовались ChatGPT 10% россиян, еще 53% хотели бы воспользоваться. 37% опрошенных технология неинтересна.
Фото: freepik.com
«Просто есть, просто весело»
Алексей Захаров, основатель it-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников Superjob, подтверждает, в России растет спрос на специалистов, умеющих пользоваться нейросетями. И разделяет мнение Владислава Мальцева, что нейросеть — такое же новое явление, каким был в свое время фотошоп, который, однако, не заменил ни фотографов, ни дизайнеров. Но те, кто освоил эту программу, стали больше зарабатывать.
С развитием нейросетей появится больше профессий, требующих умения работать с искусственным интеллектом. И чем дальше «нейронка» будет развиваться, тем больше людей будет ею пользоваться. Но, хотя это и новый тренд, который задает направление для развития рынка кадров в будущем, особо погоды он не сделает. «Просто есть, просто весело», — заключает Алексей Захаров.
«Выбирают тех, кто в теме»
«Любые нововведения очень хорошо внедряются вынужденно, когда по-другому никак. Когда ты понимаешь, что, если ты сейчас это не внедришь, тебя быстренько обойдут твои конкуренты. И как только ты потеряешь лидерские позиции, ты потеряешь всё. Есть такие компании: если они перестают быть лидерами, они закрываются. Но при этом они и не являются якорными работодателями, у которых работает большинство людей.
Это большинство работает в средних и крупных компаниях и бизнесах, где нет настолько сильной конкурентной гонки и жесткой борьбы. Соответственно, нет и необходимости сразу внедрять новые технологии.
Если говорить на более дальнюю перспективу и давать какие-то рекомендации соискателям… К примеру, если я буду искать менеджера по продажам, и мне нужно будет выбрать между кандидатом, который не использует нейросети в своей работе, и тем, кто с ними уже работает, то я выберу второго. Это распространенный подход: выбирают тех, кто в теме.
Если человек в своей работе использует нейросети, можно даже не спрашивать обо всем остальном — всё остальное у него уже есть. Если вершина айсберга такая, то внизу всё вообще еще круче», — считает Влад Красавин (HR-генератор).
В статье использованы материалы сайтов finam.ru, info.sibnet.ru, primamedia.ru, rg.ru, 29.ru, iom.anketolog.ru.