На кого пойти учиться после 9-го класса?
Поговорили с Юрием Владимировичем Юрченко, директором Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа (КГТК), узнали, растет ли у молодежи интерес к рабочим профессиям и почему? По какому принципу выбирают себе специальность абитуриенты колледжа и какие новые учебные программы у него появились, в том числе в рамках проекта «Профессионалитет»?
Я работаю в этой системе с 1983 года. В советское время самой большой проблемой был набор на строительные специальности, которые считались непрестижными. Если честно, я бы не сказал, что в наше время как-то принципиально поменялось отношение к рабочим профессиям. Хотя вот по данным на конец июля на направление «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в наш колледж подано 306 заявлений, а по этой специальности мы набираем только 50 студентов. Получается шесть человек на место — даже конкурс есть. Но я это связываю больше с выбором молодежи тех профессий, которые позволяют иметь стабильный ежедневный заработок.
К примеру, в Краснодаре самая низкая ставка на укладку плитки — 600 рублей за квадратный метр. Ученическая норма для базового третьего разряда —3 м2 за шесть часов работы. По-хорошему начинающий плиточник за это время может положить 5 м2 и, соответственно, заработать три тысячи рублей в день. Но этому, конечно, нужно учиться и надо работать.
В 1990-е годы у абитуриентов был бум на бухгалтеров, но это вообще отдельная тема. К сожалению, сейчас бо́льшая часть молодежи предпочитает идти в охранники, курьеры и получать деньги ежедневно наличными в карман, нежели выходить в бригаду — если брать тех же строителей.
Сколько рабочих профессий может получить выпускник вашего колледжа?
С 2012 года, когда вышла новая редакция Закона об образовании, мы как учебное заведение, работающее по ГОСам и выдающее государственный диплом, обязаны (и даем) минимум одну — максимум три рабочие профессии на выбор. Например, столяр, плиточник и сантехник.
И в этом, как я считаю, большой плюс — получить одну или несколько рабочих специальностей, отучившись в именно в ссузе, чем просто окончить какие-то курсы. Потому что выпускник получает не только рабочий разряд, он в принципе выходит более квалифицированным, грамотным специалистом, потому что получает бо́льший объем знаний. Нежели тот, кто отучился конкретно на какую-то рабочую профессию, например, каменщика, но общего развития практически не получил.
Как абитуриенты чаще всего выбирают себе специальность? Куда пройдут по баллам?
Приведу такой пример. На отделение рекламы в наш колледж мы набираем 50 студентов. На сегодняшний день на это направление подано почти 500 заявлений. Средний балл по заявлениям (балл еще не проходной): 5 баллов — 21 человек; 4,9–4,7 балла — 110 человек. И, допустим, есть студент, который очень хочется учиться рекламе, может быть, он вообще рекламист от бога, но у него балл по аттестату 4,5–4,4, и он вынужден поступать туда, куда сможет пройти.
Вот еще реальный и очень наглядный пример. У нас учится студентка, которая в прошлом году поступала на техническое обслуживание и ремонт двигателей. Но туда не прошла по баллам, а прошла на технологию деревообработки. Первый курс отучилась хорошо, но потом не сдала зачеты, не была допущена к сессии, но, тем не менее, условно переведена на второй курс — у каждого студента есть право на пересдачу.
И вот она пришла с мамой спрашивает: «Можно перевестись на автослесаря? Я работаю в автомастерской, хочу в будущем открыть свое ИП. Что мне делать? Бросить учебу, забрать документы и поступить по новой?».
Но по новой она не поступит, потому что не пройдет по баллам. Пока мы дали ей возможность исправить «хвосты». Дальше будем смотреть. Конечно, я за то, чтобы при ее желании приложить наши усилия и помочь ей перевестись на другую специальность. Если человек действительно хочет, видит себя в этой профессии, почему бы и нет? Девочка боевая, у нее есть уже четкий план: сначала работать автослесарем, а в дальнейшем заниматься аэрографией — параллельно она учится рисовать. У человека есть внутренний стержень и цель, к которому он стремится.
Что вы сами думаете о выборе профессии по проходным баллам?
На мой взгляд, у ребят очень высокая немотивированность. С одной стороны, мы занимаемся профориентацией, приглашаем их учиться… А с другой… Половина абитуриентов выбирает специальности по принципу: «Куда можно поступить? Где проходной балл меньше?». Сейчас как раз в основном поступает такой контингент.
От этого страдает и качество обучения, потому что обучение — это же договор двух сторон: одна сторона обязуется научить, другая — научиться. Первый год во всех техникумах — это средняя школа. А вот со второго года уже начинается профцикл — и теоретический, и практический. Выходит студент на практику и понимает, что не лежит у него душа заниматься деревом или плиткой. И вот здесь начинаются проблемы.
По-вашему мнению, как их можно решить?
Как минимум, нужно ограничить право абитуриента подавать неограниченное количество заявлений в неограниченное количество учебных заведений на неограниченное количество специальностей. А то что получается? Я вообще-то хочу на информатику, но вдруг не пройду? А куда можно еще? Ну, давайте я на парикмахера, повара и еще на строителя подам заявление. Абитуриент куда-то, конечно, пройдет по баллам. А что в итоге? Либо плохое качество подготовки выпускника, либо отсев.
Так что я сторонник ограничений. Пусть человек подает в десять учебных заведений, но на одну и ту же или родственную специальность.
А много ребят, чей уровень знаний позволяет им поступить именно на те специальности, куда они хотят?
Пятьдесят на пятьдесят. Здесь еще есть объективный момент. У меня внук по возрасту на год младше нынешних абитуриентов. Я много разговариваю с ним, его друзьями. Более доверительные беседы получаются, чем когда ты официально приходишь в школу с профориентацией. Среди них есть один парень, который каждый месяц меняет свои интересы: то он хочет быть военным, то режиссером. Ребятам по пятнадцать лет. Конечно, не зная жизни, не имея жизненного опыта, знаний, они могут ошибаться в своем выборе. Хотя в их кругу есть три-четыре человека, которые видят себя медиками и целенаправленно занимаются с репетиторами.
Но не разочаруется ли он потом… Вот такой пример приведу. Мы готовим в том числе по специальностям «технология индустрии красоты» и «парикмахерское искусство». Было время, когда очередь стояла сдать на них документы. Да и сейчас стоит: на сегодняшний день на 25 мест подано уже 200 заявлений.
Как девочка рассуждает: «Салон, красивая, ухоженная девушка, работает с клиентом, кофе попивает, всё хорошо». А потом, когда она сама простоит восемь часов на ногах, ей попадется скандальный клиент, скажет: «Нет, я не хочу работать парикмахером».
Возраст, конечно, такой, что ребятам сложно определиться.
А есть примеры, когда ваши выпускники успешно состоялись в профессии, которую получили в вашем колледже?
Виталий Бондаренко. Окончил казачью школу, поступил в наш колледж по специальности «технология деревообработки». Днем работал, по вечерам учился. Не все у него получалось сразу, но парень целеустремленный, своего добился. В 2016 году окончил колледж. В 2017 году представлял Россию на чемпионате мира WorldSkills в Абу-Даби, завоевал медаль за профессионализм. На чемпионате в 2018 году получил серебро. Сейчас работает менеджером в чемпионатном движении.
Есть ребята, которые и по плитке открывают свои предприятия, и по деревообработке. Тоже упорные, целеустремленные.
А на что еще традиционно идут учиться девушки? И какое соотношение юношей и девушек среди студентов вашего коллежа?
55% ребят и 45% девушек. Помимо «технологий красоты» и «парикмахерского искусства» девушки, как правило, поступают на специальности «туризм и гостеприимство», «реклама» и «садово-парковое и ландшафтное строительство». Хотя по последнему направлению юношей и девушек должно быть 50/50, но преобладают девочки.
Поварское и кондитерское дело — соотношение тоже примерно 50/50. Остальные наши специальности — «технологии деревообработки», «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» — в основном туда поступают мальчики.
Вообще на сколько мест рассчитан колледж?
Наше учебное заведение было последним, построенным в Краснодарском крае. Это был 1987-й год. Больше учебных заведений — ни техникумов, ни ПТУ, ни вообще заведений такого уровня в регионе не строилось.
В те годы население Краснодара насчитывало около 700 тыс. человек. Сейчас — уже около 1,5 млн.
Наш колледж рассчитан на 725 ученических мест с учетом того, что, согласно учебному плану, 2/3 студентов должны находиться на практике. То есть по факту — на 250–300 мест. Сейчас у нас обучается 2 тысячи студентов. Однозначно мест не хватает, но это общая «болезнь», не только у нас. Учимся в две смены, перестраиваем учебные аудитории, как-то стараемся решить задачу.
Плюс у нас есть общежитие на 450 мест, поскольку в колледже учатся иногородние.
С самого начала мы были ПТУ, потом — профессиональным лицеем, а в 1999 году добились перехода в статус «колледж».
Вернемся к программам обучения. IT-направление традиционно пользуется популярностью?
В 1990-е годы была очень востребована программа «учитель информатики». Потом эту специальность убрали, и мы перешли на «информационные системы и программирование», придя таким образом к информационным технологиям. Занимались робототехникой, были первыми в крае, даже занимали призовые места по России. Но, к сожалению, финансы не позволили дальше развивать это направление. Но сами IT-технологии остались, и эта специальность у абитуриентов популярна. На конец июля на 50 мест подано 985 заявлений. Почти 20 человек на место.
По IT-направлению в 2023 году мы выпустили 90 человек, в 2022 — 49 человек (был меньше набор), в 2021 — 51 человек.
У нас есть еще направление «информационные технологии».
Ваш колледж — единственный в крае, который дает профессиональное обучение по отраслям. В чем особенность это программы?
Да, раньше были техникумы, которые готовили мастеров производственного обучения для системы профтехобразования. Сегодня таких заведений практически не осталось в стране. Мы действительно единственные в регионе.
Уникальность этой программы в том, что выпускник получает один диплом, но две специальности, что в будущем дает ему возможность вести и педагогическую деятельность, и работать непосредственно по своему техническому профилю.
В этом году мы в первый раз набираем студентов из числа абитуриентов, окончивших 11-х классов, по направлению «профессиональное обучение в области систем программирования». Это востребованная специальность — информатика развивается во многих учебных заведениях. Наши выпускники смогут работать и как преподаватели информационных технологий, например, в школе или техникуме, так и непосредственно как IT-специалисты, — что выберут сами.
На сегодняшний день на 25 мест подано 80 заявлений. Для первого раза, считаю, неплохо.
Насколько мы знаем, ваши студенты сами делают мебель, ремонт, обустраивают мастерские...
Изначально мы создавались как строительное учебное заведение и сегодня продолжаем готовить по этой специальности. И более 90% из того, что у нас создано, отремонтировано в колледже, — сделано руками наших студентов в ходе учебной практики. Облицовка плиткой, покраска, отделочные и ландшафтные работы. Ребята работают в столярной мастерской, делают учебную мебель и мебель для общежития.
Почти всю IT-поддержку колледжу тоже оказывают наши студенты, которые учатся по специальности «информационные технологии».
Появились ли в колледже новые специальности?
В этом году в рамках проекта «Профессионалитет» появилась новая образовательная программа «сервис на транспорте». Компания «Аэродинамика» выступила соучредителем этого проекта в Краснодарском торгово-экономическом колледже, наш гуманитарно-технологический колледж вместе с Пашковским сельскохозяйственным колледжем присоединились к нему по специальности «сервис на транспорте», каждый берет 25 человек на обучение. Это совершенно новая специальность для Краснодарского края, и у нас неплохой конкурс — около пяти человек на место.
С какого года ваш колледж принимает участие в «Профессионалитете?»
Мы начали участвовать с прошлого года и на сегодняшний день работаем уже по трем учебным программам: «информационные системы и программирование», «реклама» и «сервис на транспорте».
В этом году по программе «Профессионалитет» мы принимаем 175 студентов. На сегодняшний день средний конкурс по всем трем специальностям — 12,5 человек на место.
Отслеживает ли колледж дальнейшее трудоустройство выпускников?
Здесь, я считаю, есть перекос. Дело в том, что все техникумы и колледжи страны в течение трех лет должны официально сопровождать наших выпускников и отвечать за их трудоустройство. На самом деле, таким образом, я считаю, мы подменяем службу занятости.
Во-первых, в нашем колледже, как и ко всех других, есть служба по оказанию помощи в трудоустройстве. Во-вторых, студенты проходят обязательную преддипломную практику — по сути, это то место, где они уже выполняют роль дублера техника или технолога по той специальности, по которой они учатся в колледже. И, как правило, эту практику они проходят там, где в дальнейшем будут трудоустроены.
Статистика такая: в 2022 году были трудоустроены 78% выпускников. Остальные 22% — те, кто уходят в декреты, призываются на службу в армию и поступают в вузы (12% из 22%), чтобы продолжить обучение.
Какие?
Ближайшее учебное заведение по деревообработке, с которым мы сотрудничаем, — Воронежский государственный лесотехнический университет, там учится очень много наших ребят — около 40%. Многие выпускники, получившие специальность «садово-парковое и ландшафтное строительство», в дальнейшем продолжают обучение в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете.
Из краснодарских вузов, куда ребята идут получать высшее образование, — Краснодарский государственный технологический университет и Кубанский государственный университет.
С какими компаниями, представленными в нашем регионе, вы планируете начать сотрудничество в плане прохождения практики студентов и дальнейшего трудоустройства выпускников?
В июне этого года в колледже состоялась встреча наших студентов с представителями компании ЭН+.
Это партнерство открывает большие перспективы для будущих выпускников и дает отличный стимул для успешной учебы. Компания готова платить стипендии лучшим студентам, готова их в дальнейшем трудоустроить, предложить достойную работу. Однозначные плюсы я еще вижу в возможности для наших преподавателей проходить стажировку в ЭН+. Как результат — это повышение качества обучения, уровня знаний студентов, в чем будет их сильное преимущество как молодых специалистов.
Старт сотрудничеству будет дан 1 сентября, с началом учебного года.
Добавлю, что координатором проекта «Профессионалитет» по IT-направлению выступает Галина Дмитриевна Золина. Когда представители компании ЭН+ приезжали к нам в колледж, мы обсуждали и с ними, и с Галиной Дмитриевной возможность оказания холдингом материальной поддержки конкретно нашему учебному заведению.
За счет этой поддержки мы могли бы развивать в рамках проекта «Профессионалитет» направление по информационным технологиям, обеспечив наших студентов современной компьютерной техникой и программами. В свою очередь, это во многом бы упростило для ребят прохождение учебной практики, большая часть которой по условиям проекта должна проходить на базе Усть-Лабинского социально-педагогического колледжа.
Дело в том, что у нас учатся студенты, еще не достигшие совершеннолетия, и прохождение ими практики в другом городе влечет за собой определенные сложности — нужно оплачивать ребятам проезд, обеспечивать их жильем, питанием и т.д. Помощь в материально-техническом оснащении нашего колледжа позволило бы сделать практику частично дистанционной. Специфика самой специальности такова, что это возможно сделать.
Галина Дмитриевна поддержала это предложение. Я надеюсь, что вопрос с материальной поддержкой колледжу будет решен.
Благодарим КГТК за предоставленные фотографии.Автор: Дарья Лето