/
/
Общество

«Летят журавли»: как снимался фильм

12 октября 1957 года военную драму впервые показали в кинотеатрах СССР.
12.10.2023 - 09:00
7 минуты, 53 секунд
«Летят журавли»: как снимался фильм
66 лет назад состоялась премьера картины, ставшей настоящим прорывом не только для советского, но и мирового кинематографа.

Краткая предыстория

В 1943 году драматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые». Поначалу ее запретили печатать из-за морального облика главной героини. Пьесу опубликовали только в 1956 году. В том же году Олег Ефремов открыл театр «Современник» показом спектакля «Вечно живые». На открытии был и режиссер Михаил Калатозов. Посмотрев спектакль, он пришел в восторг, разыскал Виктора Розова и попросил его написать сценарий к фильму.

Источник_cga.mos.ru.jpg
Виктор Розов. Источник: cga.mos.ru

Поначалу сценарий назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы: добавились новые эпизоды, отодвинулись на второй план или ушли совсем многие герои. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены. Но поскольку убрать из сюжета ее было нельзя, то оставили с пометкой «спорно».

Источник_domkino.tv.jpgМихаил Калатозов. Источник: domkino.tv

Правили сценарий и на съемочной площадке: оператор Сергей Урусевский придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова и игра актеров.

Выбор актеров

Михаил Калатозов сразу определился, кто будет играть Бориса, — он видел в этой роли Алексея Баталова, к тому времени уже известного актера.

С актрисой на роль Вероники тоже почти было определились — у Елены Добронравовой были удачные пробы. Но Сергей Урусевский, посмотрев фильм «Мексиканец» с участием начинающей актрисы Татьяны Самойловой, предложил режиссеру ее кандидатуру. 

Михаил Калатозов навел справки и узнал, что Татьяну Самойлову отчислили из Щукинского училища. Ей не давали ролей, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Но режиссер понял, что именно такая Вероника ему и нужна.

10.jpgИсточник: funart.top 

Сомневался в кандидатуре Самойловой Виктор Розов: поначалу ему показалось, что она очень молода для такой роли. Только после просмотра готового материала драматург согласился, что режиссер в выборе главной героини не ошибся.

7.jpgИсточник: funart.top 

Хотя у Татьяны Самойловой и Алексея Баталова в фильме не так много общих сцен, актеры успели подружиться на съемках. Именно Баталов придумал макияж для Вероники, нарисовав ей жирные стрелки обгоревшей спичкой и посоветовав впредь так и гримироваться.  

Трудности съемок

Во время съемки эпизода, когда Вероника бежит в разрушенный бомбежкой дом, где жили ее родители, от слабости актриса потеряла сознание. Тогда-то и стало известно, что у нее туберкулез. Каждые три часа Татьяне Самойловой ставили уколы, работа над каждым кадром давалась ей с большим трудом. 

4.jpg
Источник: funart.top

Это всё, конечно, осталось за кадром, но зрителей, смотрящих фильм уже в прокате, поражал и притягивал горящий взгляд актрисы. Татьяну Самойлову в народе стали называть русской Бриджит Бардо.

1.jpgИсточник: funart.top

Алексей Баталов же попал в больницу с серьезной травмой. Во время съемки драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес Вероники, Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Но во время одного из дублей, падая, второй актер потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст. Алексей Баталов очень переживал, что с кино для него теперь покончено, но, к счастью, обошлось благодаря ювелирной работе хирурга.

Новаторство съемок

«Появление «Журавлей» без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», — сказал в одном из своих интервью режиссер Александр Митта. По его словам, до этой картины не было таких феноменальных экспрессивных кадров, которые действовали очень долго и очень сильно. 

Сергей Урусевский действительно был настоящим профессионалом и фанатом своего дела. Он придумывал новые способы съемок, которые раньше в кинематографе не использовались. Так, специально для эпизода, где герой Баталова стремительно бежит по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Алексей Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского четко вровень с актером.

Источник_7days.ru.jpg
Источник: 7days.ru

От помощников вообще требовалась предельная точность и физическая сила: к примеру, на съемках прохода разведчиков они несколько часов по колено в грязи таскали скрюченного на железном листе Сергея Урусевского.

8.jpgИсточник: funart.top

А для съемок сцены гибели Бориса он придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы — прием, который позднее стал широко использоваться операторами.

Реакция на фильм

В СССР

Она была неоднозначной. Впрочем, создатели фильма были к этому готовы, поэтому их не удивили осуждения образа главной героини, упреки в попытках оправдать Веронику и в мелочности сюжета. Никита Хрущев так и вовсе не скупился в выражениях.

Критики отмечали, что лента, которая начиналась с глубоких тем, по дороге стала «срываться и разменивать масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». 

6.jpg

Источник: funart.top

Другие, восхищаясь работой оператора, говорили, что такого в советском кино еще не было. Конечно, столь противоречивые отклики подогревали зрительский интерес, но в советском прокате картина заняла только 10-е место.

За рубежом

Если бы еще совсем юный Клод Лелуш не стал свидетелем съемок фильма (как раз того эпизода с пробегом Бориса по лестнице), неизвестно, как бы сложилась судьба картины. Лелуш тогда снимал документальные кадры о Москве для канадского телевидения и волею случая (помог знакомый таксист) оказался на «Мосфильме». Он был так впечатлен увиденными кадрами, что, вернувшись во Францию, связался с директором Каннского фестиваля и сказал, что в СССР снимают грандиозное кино.

Источник_kinoart.ru.jpgИсточник: kinoart.ru  

Дождавшись премьеры, директор посмотрел картину и включил «Летят журавли» в основной конкурс кинофестиваля. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь», Татьяна Самойлова стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «самая скромная и очаровательная актриса», а Сергей Урусевский позже был удостоен первого приза Высшей технической комиссии Франции.

ren.tv.jpg 
Источник: ren.tv

В зарубежном прокате фильм бил рекорды: в год выхода ленты в одной только Франции ее посмотрели 5,5 млн зрителей. Картину отметили на кинофестивалях в Чехословакии, Ванкувере, Мехико и США.

Как потом вспоминал сам Клод Лелюш о том знаменательном дне, проведенном на Мосфильме, «этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером».

Кто представлял картину на фестивале

Во Францию полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Михаил Калатозов лежал в больнице с инфарктом, а Алексея Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадежной. Самойлову собирали всей киностудией: Галина Волчек дала шифоновое платье, Зинаида Кириенко — туфли, а Дом моделей выделил под расписку шубу и колье с бриллиантами.

Хотя по западным меркам актриса выглядела скромно, ее появление на фестивале произвело фурор. Тогдашний президент Франции Шарль де Голль Пабло приехал встречать ее без протокола, а Пабло Пикассо за день до подведения итогов конкурса предрекал перевоплощение «из милой девочки в недоступную мировую звезду».

Источник_yandex.ru.jpgИсточник: yandex.ru

Вот как сама Татьяна Самойлова рассказывала о показе в Каннах: «В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции. Мы вжались в кресла. Неужели они не поняли?». Но к концу ленты многие уже плакали, а одна из зрительниц была так впечатлена картиной, что накинула на актрису норковую шубку — в дар и в знак восхищения.

В СССР победное шествие картины по международным фестивалям широко освещать не стали. После Канн в «Известиях» вышла маленькая заметка без фотографии, и в ней не упоминались даже имена режиссера и оператора, а говорилось только, что «особенный успех имела Татьяна Самойлова»…

Публикация подготовлена по материалам сайтов domkino.tv, rg.ru, spb.aif.ru.