Дополнительные занятия для ребенка помимо садика или школы
Где золотая середина между развивающими занятиями и полноценным отдыхом.
Во сколько лет психологи рекомендуют отдавать детей в спортивные секции и развивающие кружки, чем грозит перегрузка и отсутствие возможности у ребенка по-настоящему отдыхать и проводить время в свое удовольствие.
Начнем с раннего развития, которое беспокоит многих родителей. Оно происходит с момента рождения до трех лет, и это естественный процесс, который не требует особых вмешательств. Ребенку достаточно наблюдать за родителями, исследовать окружающий мир и играть. Соответственно, самим родителям нужно создать для этого благоприятные условия.
Фото: freepik.com
Поэтому на развивающие занятия психологи рекомендуют отводить детей не раньше, чем в 3–4 года. Главный принцип развития в дошкольном возрасте и начальной школе — показать ребенку в игровой форме, как интересен мир вокруг, познакомить его с разными видами деятельности с помощью активностей и кружков, повышать его эрудицию. Благодаря этому у него сформируется базовый опыт и понимание, что ему самому нравится, а что — нет.
В каком возрасте и в каком объеме детям нужна дополнительная нагрузка?
5–6 лет — возраст, когда, по мнению психологов, дети легче адаптируются к переменам в своей жизни и новым условиям. У них формируется контроль, произвольное внимание, и в целом они становятся более ответственными. В свою очередь, и родителям уже понятнее, чем увлечен ребенок, что его интересует. Подсказать направления развития могут воспитатели, детский психолог, педиатр, наблюдающие за ребенком в детском саду.
Насколько загружать занятиями и кружками, зависит не только от интересов и потребностей ребенка, но и от его самочувствия и сил. Желание любящих родителей по максимуму вкладываться в развитие своих детей зачастую превышает возможности самих детей это принять. И это тоже нужно учитывать.
Фото: freepik.com
Посещение дополнительных занятий или кружков стоит отложить, если ребенок только пошел в сад или школу. Нередко адаптация к ним проходит непросто, а дополнительная нагрузка чревата капризами, истериками или неврозами. Если вы недавно сменили место жительства, тоже дайте время ребенку освоиться и привыкнуть.
К слову, у нас отдельная статья, как ускорить адаптацию к детскому саду.
И еще один материал — почему дети кусаются.
Как понять, что дополнительных занятий у ребенка слишком много?
Фото: freepik.com
Важно понимать, что даже самые интересные кружки — это занятие, деятельность, вовлечение в какой-то процесс, но не отдых. А отдыхать ребенку тоже нужно, как и проводить время в свое удовольствие: играть, гулять, общаться с друзьями, смотреть мультики, рисовать, читать любимую книжку или не делать вообще ничего, а спать, лежать или валяться.
И если вы наблюдаете, что у вашего ребенка нет времени на «личную жизнь», это значит, что вы его загрузили по полной, и надо с этим что-то делать, иначе проблем не избежать.
Как понять, что ребенок перегружен — есть ли какие-то сигналы, по которым перегрузку можно распознать?
У детей младшего возраста о перегрузке развивающими занятиями сигнализируют капризность, раздражительность или, наоборот, апатия, нарушения режима сна и приема пищи. У школьников — снижение продуктивной деятельности, проблемы с учебой, отсутствие желание вообще что-либо делать, конфликтное поведение.
Фото: freepik.com
Если у ребенка с родителями сложились доверительные отношения, то он может сам поделиться тем, что устал, ему что-то не нравится, он что-то хотел бы изменить. И здесь главное — взрослым его услышать, понять и пойти ему навстречу.
Если же в семье сложился директивный метод воспитания, то, скорее всего, дети ничем делиться не будут, а о том, что всё пошло не по плану, будут свидетельствовать снижение успеваемости, упрямство, протестное поведение, игнорирование родительских указаний и т.д.
Что все-таки делать, если ребенок не хочет никуда ходить?
Прежде всего — подумать и проанализировать, что может быть тому причиной. Возможно, ребенок и без того уже перегружен. Или он не хочет посещать именно те кружки и секции, куда его хотят отвести, а хотел бы какие-то другие, о чем родители и не догадываются.
Или же утратил интерес и мотивацию к тому, что его увлекало раньше. Как минимум стоит попробовать поговорить с ним по душам — без раздражения, упреков и обид, что он не оправдал ваши ожидания. Или попробовать разобраться с этим вопросом с детским психологом, потому что причины могут быть разные, и не всегда ответы лежат на поверхности.
А может быть и всё гораздо проще: у ребенка и без того наполненная жизнь, есть свои интересы и увлечения, и дополнительная нагрузка ему пока не требуется.
Фото: freepik.com
Опять же, как отмечает психолог Ольга Викторова, «учитывая программу обучения в нашей стране, если ребенок добросовестно учится по всем предметам, то пару кружков ему можно зачесть автоматически».
Не всегда удается сразу подобрать ребенку такое занятие, чтобы «раз и навсегда». Поэтому не воспринимайте его уход из очередной секции или кружка как ваш родительский провал. На самом деле возможность попробовать себя в самых разных направлениях и активностях — очень ценный опыт для детей.