Приветствуем на обновленном сайте Кубань Информ! Старая версия сайта доступна по ссылке

Перейти
Общество

Белореченск: можно ли было избежать мусорного провала?

picture

Почти неделя прошла со знакового совещания в Белореченске, где чиновники и жители пытались решить судьбу мусорного полигона и безопасности проживания в соседстве с ним.

Как это часто бывает решения «окончательной бумаги» подписано не было. Скорее речь шла о неких компромиссных решениях, скорее популистского, нежели продуктивного характера.

Да, общественников пригласят для участия в обсуждении проекта второй очереди строительства полигона. Интересно, что может измениться в проекте, который Андрей Алексеенко открывал в 2017 году как альтернативу построенному при Ткачеве «олимпийского» полигона? На последний, закрытый окончательно в 2018 году, жалоб нет ни у экологов, ни у населения.

Андрей Алексеенко на открытии мусорного полигона

Перед новым годом замминистра ТЭК и ЖКХ Александр Трембицкий заявил, что весь 2019 год администрация края активно готовилась к вхождению в мусорную реформу и вот теперь все готово.

Правда, региональных операторов вместо предполагаемых 11 нашли только пять, а мусороперерабатывающих заводов с серьезной производительностью и современных мусорных полигонов не построили и вовсе ни одного. В итоге на тот же белореченский полигон везут отходы из трех районов и двух городов, включая Сочи.

Замминистра ТЭК и ЖКХ Александр Трембицкий

Если заниматься чистой математикой, то мощность мусоросортировочного комплекса на белореченском полигоне (200 тысяч «кубов» в год) может обеспечить менее 10% переработки поступающего на полигон мусора - 2,9 млн. кубометров. Выходит зря рисовал господин Алексеенко прекрасное будущее переработки мусора еще на открытии полигона в 2017 году.

Здесь нужно вспомнить, что в мае 2019 года австрийская компания SaubermacherDienstleistungs AG предлагала решить проблему мусора в Сочи. Австрийцам в этом смысле можно было доверить решение мусорной проблемы, в Австрии мусорных полигонов нет в принципе. Мусор перерабатывается в полном объеме: часть перерабатывается, часть сжигается и трансформируется в тепло и электроэнергию.
Но куда там австрийцам. Не понять им, как может быть выгодной транспортировка мусора с плечом в 600 километров (до Белореченска и обратно). А логика здесь вполне понятна - бывший ГУП, а ныне АО «Крайжилкомресурс» принадлежит администрации Краснодарского края и долгое время показывало многомиллионные убытки. Там где частному предпринимателю – банкротство, кубанским чиновникам - нормальное дело.

Но для того, чтобы не решать сегодня проблему белореченской свалки, нужно вспомнить проект, разработанный в 2015 году и презентованный в 2016. Тогда территорию края планировалось поделить на 11 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК), под руководством 11 региональных операторов.

Вид строящегося МЭОК

Список комплексов по версии администрации тогдашнего губернатора Ткачева:
  • Краснодарский МЭОК
  • Абинский МЭОК
  • Крымский МЭОК
  • Новороссийский МЭОК
  • Тимашевский МЭОК
  • Староминский МЭОК
  • Тихорецкий МЭОК
  • Новокубанский МЭОК
  • Усть-Лабинский МЭОК
  • Мостовской МЭОК
  • Белореченский МЭОК
Схема предусматривала строительство нового мусороперерабатывающего комплекса в каждом из таких районов и ликвидацию существующих свалок на территории административной единицы. Там, где расстояния до перерабатывающего комплекса значительны, проект предусматривал перегрузочные станции.

Стоимость реализации программы приближалась к 10 миллиардам рублей, однако большая часть этой суммы - инвестиции бизнеса в рамках концессионного соглашения. Если бы начали ее реализацию, как и было задумано в 2016 году, Кубань была бы эталоном для всей страны по реализации мусорной реформы, а инвесторы к 2025 году вышли бы чистый плюс.

Ответственному за свалку в Белореченске министру ТЭК и ЖКХ Зименко не надо было ничего изобретать, а просто планомерно реализовывать этапы концессионного соглашения.
Между тем время упущено, вместо 11 регоператоров едва нашли 5. Вместо 11 новых мусороперерабатывающих заводов, по указанной выше терсхеме, не построен ни один.

Министр ТЭК и ЖКХ Евгений Зименко

Экономические показатели региональных операторов не вяжутся с инвестициями в строительство таких комплексов. Вмешательство госкорпораций как инвестора - дело небыстрое, как минимум 2-3 года. Выходит не зря Вениамин Кондратьев назвал «профанацией» мусорную реформу. В исполнении его подчиненных она выглядит именно так.



фото из открытых источников
Автор материала:
Екатерина Кубанская