wings
Экономика

Никто не за сбыт: кубанские фермерские хозяйства оказались на грани банкротства

16.04.2020 - 16:40
3 минуты, 7 секунд
Никто не за сбыт: кубанские фермерские хозяйства оказались на грани банкротства

В конце марта в Краснодарском крае объявили карантин. Вместе с режимом самоизоляции на территории Кубани начала действовать реальная пропускная система. Если красный пропуск дает возможность передвигаться по всей территории края, то зеленый (в Краснодаре - желто-черный) только в границах определенного муниципального образования.

Получить пропуск - дело не такое просто, как может показаться. У кого-то процедура, судя по комментариям в соцсетях, занимала и несколько дней.
Нет пропуска - нет возможности доставить товар до магазина. А если товар скоропортящийся, то эти несколько дней на получение спецпропуска становятся решающими.

В пригороде Новороссийска, например, сотни килограммов фруктов и овощей просто выбросили на землю.

Для фермерских хозяйств, введение спецпропусков стало первой причиной переживать за будущее бизнеса. Штрафы за нарушение пропускного режима исключают даже попытки проехать «на авось».

Второй причиной стало закрытие небольших магазинов, кафе и ресторанов и традиционных для Кубани ярмарок. Последние, правда, обещали оставить, но что-то пошло не так. В итоге фермеры просто лишились рынка сбыта продукции. Представитель фермерского хозяйства Динского района «Поливода» заявил, что только за один день был вынужден выбросить 12 тонн свежих огурцов. При минимальной цене в 100 рублей за килограмм, убытки составили только по этой продукции - 1 200 000 рублей. Посчитать ущерб от карантина даже примерно сложно - в том же Динском районе насчитывается 900 производителей сельхозпродукции. Всего на территории края 14,5 тысяч фермерских хозяйств, а значит, что речь идет о десятках или даже сотнях миллионов рублей. По факту это означает не только снижение рентабельности конкретного производителя, но и снижение налоговых поступлений.

Кубанские власти решили, что фермерам надо помочь и переориентировали поставки продукции в крупные сети. Например, «Магнит». Для производителей благое начинание оказалось третьей причиной потери рентабельности бизнеса.

По словам все того же Ивана Поливоды закупочные цены сетевики снизили втрое. Как говорится, ничего личного. Только бизнес.

Как решать проблему разоряющихся сельхозпроизводителей кубанские чиновники не понимают. Министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона Федор Дерека заявил, что ежедневно хозяйства разных форм собственности производят около 450 тонн продукции. Более 70% должно было уйти на экспорт в соседние регионы. Сколько отгружается по факту- министр не озвучил, ограничившись общими словами про необходимость поддержки. 

Фермерам предлагают звонить на горячую линию Центра компетенций и министерство, но уже сейчас понятно, в полном объеме реализовать фрукты и овощи, к которым сейчас добавятся ягоды, не получится. Выживут только те хозяйства, которым запас прочности позволит продержаться минимум до середины лета.

Неким подспорьем для кубанских фермеров мог стать туристический сезон, но пока до 1 июня бронирование новых туров под запретом, а ряд экспертов в принципе скептически оценивают шансы наверстать упущенное за счет отельеров и рестораторов. Кризис туристической отрасли может оказаться гораздо серьезнее, чем кризис сельскохозяйственный.

В условиях фактически перекрытых каналах сбыта продукции для сельхозпроизводителей, председатель комитета по малой торговле краснодарского отделения «Опоры России» Игорь Вдовиченко прогнозирует рост числе предприятий-банкротов.

Похоже, что в ожидании отмены пропускного режима кубанским фермерам придется ежедневно фиксировать убытки в расчете на спад пандемии. Впрочем, до прохождения пика заболеваемости, как пояснил Владимир Путин, еще далеко и карантин на Кубани может еще не раз продлеваться.
  
В этой ситуации совсем уж крамолой станет апелляция к статистике - со временем введения карантина, спецпропусков и штрафов число заболевших в регионе только растет. Есть ли смысл доводить до банкротства одну из традиционно сильных отраслей или по примеру промышленных гигантов типа ГАЗа и КАМАЗа отменить ограничения и дать людям работать и зарабатывать? На этот вопрос у редакции ответа нет.

Что касается посевной кампании, то данные чиновников и аграриев расходятся. Если у первых она идет с опережением плана, то у вторых - проблемы с доставкой техники, приездом сотрудников, наконец, с погодой.

Планы на осенний урожай строят с осторожностью. Каким он будет, рынок сбыта в сентябре, не знает сегодня никто.



фото с сайта szori.ru

0