Приветствуем на обновленном сайте Кубань Информ! Старая версия сайта доступна по ссылке

Перейти
Общество

Куда полетел первый международный рейс из Краснодара?

Первый рейс состоялся 20 февраля 1993 года на знаменитый австрийский курорт.
picture
Рейсы за границу из Краснодара воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. За последние лет 20 из аэропорта предлагалась приличная международная сетка полётов, где числились такие города как Барселона, Вена, Париж, Стамбул, Мюнхен, Прага и тысячи других излюбленных туристами направлений. Но так было не всегда. Чтобы отвоевать право на зарубежные рейсы, сотрудником краснодарского авиапредприятия пришлось немало постараться.

Аэропорт Краснодар носит статус Международного с 1993-го года. Именно тогда Терминал-2 МВЛ (местных воздушных линий) был переоборудован в МВЛ, но уже международных воздушных линий.

e7328234-8051-437a-93cc-9a7df0f230ee.jpeg
Наглядно о переменах здания. Вот так выглядели Местные воздушные линии…

6eaf86fb-41a2-4800-83a8-92cb935315ba.jpeg
... а так он выглядел уже в «нулевых». Терминал Международных воздушных линий.

Для тех, кто не знает, местные воздушные лини - это региональные авиалинии, которые соединяли краевые, республиканские и областные центры друг с другом, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500—1000 км. Своего рода воздушные такси, которые перевозили пассажиров на небольших самолётах типа Ан-2 в не такие уж отдаленные районы Кубани. Согласитесь, гораздо приятнее вылетать в Приморско-Ахтарск, Ейск, Анапу или Армавир воздушным транспортом, нежели трястись в наземном транспорте пару часов. Со временем, местные воздушные линии начали сходить на нет, и уже к началу 90-х годов практически исчезли во всей стране. Исключение составили огромные регионы Сибири и дальнего востока, где без авиаперевозок внутри региона не обойтись.

41ac4cb1-8dfb-4a3e-a407-5c872d8b411d.jpeg

53c65921-7ea6-4fe8-9cb0-3b7ee23388f2.jpeg
Самолёт Ан-2 на аэродроме.

Но вернёмся к международным рейсам. На дворе стояло лихое безвременье 90-х – страшное, непонятное и суровое. Принципы жизни в социалистическом государстве ещё не выветрились из ментальности наших граждан, а как жить в условиях внезапно нагрянувшего капитализма понимали единицы. В этих условиях нищеты и неуверенности в будущем приходилось жить, работать и творить. Из Краснодара был неплохой разлёт в различные точки страны – не такой большой как в Советское время, но вполне удовлетворявший потребности жителей и гостей региона. Но международка была необходима. На то сподвигло новое время, открытые границы, а также новый статус и дополнительные доходы для аэропорта. В той атмосфере «выбить» заграничный рейс для сотрудников авиаотряда было задачей сверхсложной, и от того результат кажется просто героическим…

Первый рейс состоялся 20 февраля 1993 года, в 10:00 экипаж Як-42 в составе командира воздушного судна Золотова, второго пилота Андрющенко, штурмана Бондаренко, бортинженера Шеховцева, а также бортпроводниц Петровой, Редель, Ануфриевой взял направление не куда-нибудь, а на знаменитый австрийский курорт Клагенфурт-ам-Вёртерзе. По факту первыми пассажирами стали представители Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации. Исторический полёт, который фактически прорубил для Краснодара окно в Европу длился 4 часа.

0622f8d9-6b81-4a22-9c9f-806328a4b513.jpeg
Як-42 «Авиалиний Кубани» в аэропорту Краснодар.

Почему Клагенфурт, а не, скажем так, Вена? Ответ необычен, но очень соответствует духу времени. Некая мадам Ули, жительница Вены, занималась нетрадиционным лечением австрийских и немецких бюргеров. Обратившись к звездам, богам, космосу (нужное подчеркнуть) она узнала, что в Краснодаре какой-то немыслимый поток благоприятной энергии, и потому всех больных необходимо вести туда. Сказано-сделано, контакты установлены, маршрут наладился, и несколько раз заказной чартер беспрепятственно летал из Клагенфурта в Краснодар. Потчевали гостей с местным колоритом, расстилая перед ними рушники, на которые и ставились подносы с едой. Надо сказать, европейцы от такого подходы, вызванного, впрочем, особенностями самолёта, были в восторге.

dab85096-b00c-4929-8a2c-63a150f5ccbe.jpeg
Немного Клагенфурта для наглядности.

Кстати, мадам Ули прикипела к Краснодару, и в 1996 году узнала, что это самый благоприятный город для скрепления её брачного союза. Мадам была немолода, но кто мы такие, чтобы её осуждать?

Тогда же, в 1993 году началось преобразование Терминала-2. Если вы хотите выполнять рейсы за рубеж, то будьте добры оборудовать у себя в аэропорту пункт пограничного контроля. Путем долгих согласований и переговоров, руководство аэропорта сумело убедить власти в такой необходимости. А еще, необходимо было обзавестись самолётами, которые имеют допуск к полётам за рубеж, и соответствующе укомплектованы. Таких в региональном аэропорте было не очень много. Но все решилось, хотя чего это только стоило…

К концу 1993-го года аэропорт сумел получить временную лицензию, и стал увереннее смотреть в сторону зарубежных направлений. И осенью 1993-го года экипаж самолёта Ан-24 в составе командира воздушного судна Коровина, второго пилота Крокаса, штурмана Недина, бортмеханика Шевченко отправился в славный черноморский город Трабзон. Этот рейс можно считать первым официальным, хотя первопроходцем был Як-42 в Австрии. Первыми пассажирами рейса до Трапезунда стали представители городской администрации. Турция стала излюбленным, и даже традиционным, направлением для краснодарцев как курорт и место для ведения бизнеса. Но до той регулярности, с которой кубанцы начали летать в Стамбул и другие курорты было далеко. На рубеже 93-94-го гг. были совершены рейсы в Дубай и Шарджу (ОАЭ), Каир (Египет) и Алеппо – города привычные для любого краснодарца, видевшего информационное табло в зале МВЛ. А потом к ним добавились города, которые и сейчас кажутся экзотическими - Франкфурт-на-Майне и Ганновер. Но в те времена такие маршруты не удивляли. Кубань все сильнее связывали тесные узы с Германией, и все выглядело вполне логичным.

96a6d826-3512-4db7-ae23-6cdf394d6b08.jpeg
Ан-24. Ещё «Аэрофлот».

db37ba8d-4747-49bb-ac45-1d0d35561c49.jpeg
Наглядно о расстоянии между Трабзоном и Краснодаром. Для Ан-24, надёжного, бойкого и неприхотливого, такие расстояния были не в тягость. Для него практически ничего не было в тягость.

Прошло не так много времени, многое поменялось. В октябре 1993 года Краснодарский объединённый авиаотряд Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации был преобразован в ОАО «Авиационные линии Кубани», в состав которого входили авиакомпания и аэропорт. Появились самолёты, способные совершать регулярные рейсы за рубеж, разрослась маршрутная сеть. Появился Кипр, Ливан, Греция, и другие страны, вплоть до начала 2022 года. После закрытия «Авиационных линий Кубани» Краснодар c заграницей связывали другие авиаперевозчики, в том числе наши «Азимут» и «Победа», а также зарубежные: Eurowings, Turkish Airlines, Pegasus и другие.

А главное, изменилась сама жизнь. Постепенно в стране начал развиваться туристический бизнес. Уже в 1994 году в России насчитывалось шесть с половиной тысяч турагентств. Опустели курорты Крыма и Кавказа, но обрусела Турция и Египет. За границу летают не только бизнесмены и «челноки», но и простые туристы. А значит спрос растет. В 2019-м году из Краснодара в разные части света вылетело больше миллиона пассажиров. Сегодня эстафету международных перевозок перехватил Сочи как единственно работающий в крае. Оттуда сегодня можно улететь как минимум по десятку зарубежных направлений все также популярных у южан – Тель-Авив, Каир, Анталья и Стамбул.

фото: ГК «Аэродинамика»