Куда полетел первый международный рейс из Краснодара?
Первый рейс состоялся 20 февраля 1993 года на знаменитый австрийский курорт.
02.12.2022 - 12:38
10 минуты, 29 секунд
Рейсы за границу из Краснодара воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. За последние лет 20 из аэропорта предлагалась приличная международная сетка полётов, где числились такие города как Барселона, Вена, Париж, Стамбул, Мюнхен, Прага и тысячи других излюбленных туристами направлений. Но так было не всегда. Чтобы отвоевать право на зарубежные рейсы, сотрудником краснодарского авиапредприятия пришлось немало постараться.
Аэропорт Краснодар носит статус Международного с 1993-го года. Именно тогда Терминал-2 МВЛ (местных воздушных линий) был переоборудован в МВЛ, но уже международных воздушных линий.
Наглядно о переменах здания. Вот так выглядели Местные воздушные линии…
... а так он выглядел уже в «нулевых». Терминал Международных воздушных линий.
Для тех, кто не знает, местные воздушные лини - это региональные авиалинии, которые соединяли краевые, республиканские и областные центры друг с другом, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500—1000 км. Своего рода воздушные такси, которые перевозили пассажиров на небольших самолётах типа Ан-2 в не такие уж отдаленные районы Кубани. Согласитесь, гораздо приятнее вылетать в Приморско-Ахтарск, Ейск, Анапу или Армавир воздушным транспортом, нежели трястись в наземном транспорте пару часов. Со временем, местные воздушные линии начали сходить на нет, и уже к началу 90-х годов практически исчезли во всей стране. Исключение составили огромные регионы Сибири и дальнего востока, где без авиаперевозок внутри региона не обойтись.
Самолёт Ан-2 на аэродроме.
Но вернёмся к международным рейсам. На дворе стояло лихое безвременье 90-х – страшное, непонятное и суровое. Принципы жизни в социалистическом государстве ещё не выветрились из ментальности наших граждан, а как жить в условиях внезапно нагрянувшего капитализма понимали единицы. В этих условиях нищеты и неуверенности в будущем приходилось жить, работать и творить. Из Краснодара был неплохой разлёт в различные точки страны – не такой большой как в Советское время, но вполне удовлетворявший потребности жителей и гостей региона. Но международка была необходима. На то сподвигло новое время, открытые границы, а также новый статус и дополнительные доходы для аэропорта. В той атмосфере «выбить» заграничный рейс для сотрудников авиаотряда было задачей сверхсложной, и от того результат кажется просто героическим…
Первый рейс состоялся 20 февраля 1993 года, в 10:00 экипаж Як-42 в составе командира воздушного судна Золотова, второго пилота Андрющенко, штурмана Бондаренко, бортинженера Шеховцева, а также бортпроводниц Петровой, Редель, Ануфриевой взял направление не куда-нибудь, а на знаменитый австрийский курорт Клагенфурт-ам-Вёртерзе. По факту первыми пассажирами стали представители Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации. Исторический полёт, который фактически прорубил для Краснодара окно в Европу длился 4 часа.
Як-42 «Авиалиний Кубани» в аэропорту Краснодар.
Почему Клагенфурт, а не, скажем так, Вена? Ответ необычен, но очень соответствует духу времени. Некая мадам Ули, жительница Вены, занималась нетрадиционным лечением австрийских и немецких бюргеров. Обратившись к звездам, богам, космосу (нужное подчеркнуть) она узнала, что в Краснодаре какой-то немыслимый поток благоприятной энергии, и потому всех больных необходимо вести туда. Сказано-сделано, контакты установлены, маршрут наладился, и несколько раз заказной чартер беспрепятственно летал из Клагенфурта в Краснодар. Потчевали гостей с местным колоритом, расстилая перед ними рушники, на которые и ставились подносы с едой. Надо сказать, европейцы от такого подходы, вызванного, впрочем, особенностями самолёта, были в восторге.
Немного Клагенфурта для наглядности.
Кстати, мадам Ули прикипела к Краснодару, и в 1996 году узнала, что это самый благоприятный город для скрепления её брачного союза. Мадам была немолода, но кто мы такие, чтобы её осуждать?
Тогда же, в 1993 году началось преобразование Терминала-2. Если вы хотите выполнять рейсы за рубеж, то будьте добры оборудовать у себя в аэропорту пункт пограничного контроля. Путем долгих согласований и переговоров, руководство аэропорта сумело убедить власти в такой необходимости. А еще, необходимо было обзавестись самолётами, которые имеют допуск к полётам за рубеж, и соответствующе укомплектованы. Таких в региональном аэропорте было не очень много. Но все решилось, хотя чего это только стоило…
К концу 1993-го года аэропорт сумел получить временную лицензию, и стал увереннее смотреть в сторону зарубежных направлений. И осенью 1993-го года экипаж самолёта Ан-24 в составе командира воздушного судна Коровина, второго пилота Крокаса, штурмана Недина, бортмеханика Шевченко отправился в славный черноморский город Трабзон. Этот рейс можно считать первым официальным, хотя первопроходцем был Як-42 в Австрии. Первыми пассажирами рейса до Трапезунда стали представители городской администрации. Турция стала излюбленным, и даже традиционным, направлением для краснодарцев как курорт и место для ведения бизнеса. Но до той регулярности, с которой кубанцы начали летать в Стамбул и другие курорты было далеко. На рубеже 93-94-го гг. были совершены рейсы в Дубай и Шарджу (ОАЭ), Каир (Египет) и Алеппо – города привычные для любого краснодарца, видевшего информационное табло в зале МВЛ. А потом к ним добавились города, которые и сейчас кажутся экзотическими - Франкфурт-на-Майне и Ганновер. Но в те времена такие маршруты не удивляли. Кубань все сильнее связывали тесные узы с Германией, и все выглядело вполне логичным.
Ан-24. Ещё «Аэрофлот».
Наглядно о расстоянии между Трабзоном и Краснодаром. Для Ан-24, надёжного, бойкого и неприхотливого, такие расстояния были не в тягость. Для него практически ничего не было в тягость.
Прошло не так много времени, многое поменялось. В октябре 1993 года Краснодарский объединённый авиаотряд Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации был преобразован в ОАО «Авиационные линии Кубани», в состав которого входили авиакомпания и аэропорт. Появились самолёты, способные совершать регулярные рейсы за рубеж, разрослась маршрутная сеть. Появился Кипр, Ливан, Греция, и другие страны, вплоть до начала 2022 года. После закрытия «Авиационных линий Кубани» Краснодар c заграницей связывали другие авиаперевозчики, в том числе наши «Азимут» и «Победа», а также зарубежные: Eurowings, Turkish Airlines, Pegasus и другие.
А главное, изменилась сама жизнь. Постепенно в стране начал развиваться туристический бизнес. Уже в 1994 году в России насчитывалось шесть с половиной тысяч турагентств. Опустели курорты Крыма и Кавказа, но обрусела Турция и Египет. За границу летают не только бизнесмены и «челноки», но и простые туристы. А значит спрос растет. В 2019-м году из Краснодара в разные части света вылетело больше миллиона пассажиров. Сегодня эстафету международных перевозок перехватил Сочи как единственно работающий в крае. Оттуда сегодня можно улететь как минимум по десятку зарубежных направлений все также популярных у южан – Тель-Авив, Каир, Анталья и Стамбул.
фото: ГК «Аэродинамика»
0
0
Поделиться