«Стулом по спине, угрожали семье»: как на Кубани опер и участковый у сторожа признание выбивали
Полумрак, пустой коридор отдела полиции, твердый удар в солнечное сплетение. Следом крики: «Признавайся». Нет, это не тизер очередного НТВ-шного сериала о ментовском беспределе, а так называемая «дача показаний» в отделе полиции станицы Новомышастовской. О том, как двое правоохранителей с положительной служебной характеристикой пали до самых настоящих пыток, рассказал многодетный сторож.
Спокойного тона не было изначально
41-летний Фёдор Валько работает на заводе в хуторе Прикубанском. Предприятие давно законсервировано, но весной там пропала транспортерная лента. По какой-то причине подозрения пали на сторожа.
Как рассказал Федор нашей редакции, в выходной августовский день его вызвали на беседу к начальству. У входа на неработающее предприятие его поджидала группа полицейских. По словам сторожа, спокойного тона в разговоре не было изначально — оперативник отвел его в сторону и с ходу стал задавать каверзные вопросы.
— Говорил, что без моего участия не могло обойтись. Прозвучало слово "кража", — вспоминает Фёдор в разговоре с «Кубань Информ».
Вскоре подъехал участковый. Он якобы заявил, что Валько необходимо проехать с ними в отдел для дачи показаний. Однако у Фёдора не было с собой паспорта.
— Я сказал, что могу позвонить жене, и она его принесет прямо на завод. Но сотрудник выхватил у меня телефон, сказав, что звонить никуда не надо, и отправил меня домой за паспортом, — поделился собеседник.
«Учуяли с супругой запах алкоголя»
Фёдор многодетный отец, воспитывает 14-летнюю дочь и двоих сыновей – 10 и 8 лет. Младший ребенок с особенностями развития. Все дети были дома, когда нагрянули полицейские и, по словам главы семейства, стали распускать руки.
Фёдор вспоминает, что не успел он выйти из своего дома с паспортом в руках, как ко двору сразу же подъехала машина правоохранителей. Сотрудники якобы заявили, что им нужно осмотреть дом и сарай. Валько и его супруга не пустили полицейских во двор, поскольку у них не было постановления на обыск.
— Они апеллировали тем, что документы якобы есть, но они у дознавателя, который тогда был на заводе. Мы сказали, что они пройдут во двор только после предъявления постановления. Тем более мы с супругой учуяли запах алкоголя, прям свежак такой, устойчивый — будто только была посиделка, — рассказал Фёдор.
Дальше — больше. По словам Валько, опер и участковый начали силой ломиться на участок, встретив сопротивление, один из них стал душить хозяина. Жена попыталась снять происходящее на видео, но заметив смартфон в ее руках, полицейские успокоились.
Шум потасовки слышали дети, вспоминает сторож. Старшая дочь даже заплакала. Отцу пришлось ее успокаивать.
— Пока я был в доме с дочерью, оперативники заверили мою жену, что мне просто нужно проехать в отдел и ответить на вопросы. Я совершено спокойно сел с ними в автомобиль. С собой взял телефон жены, поскольку мой все еще был у полиции, — поделился Фёдор.
Удушающий под камерой
Валько отвезли к отделу полиции станицы Новомышастовской. На улице перед входом он обратился к сотрудникам с просьбой вернуть ему его мобильный, поскольку они якобы обещали. Как заявил Фёдор, правоохранители отказали и тогда он пригрозил, что вызовет на место наряд отдела собственной безопасности и зайдет внутрь только с ними.
— Сразу стали забирать у меня телефон жены, я крепко его держал и не отдавал. Скрутили меня прямо на улице. Один из полицейских подошел сзади и использовал удушающий прием. У меня потемнело в глазах, через пару секунд я упал на землю. Очнулся уже скованный наручниками, обе руки были за спиной, — делится Валько.
По словам мужчины, все это безобразие происходило прямо под камерой наружного наблюдения, которая установлена на фасаде отдела.
Первым ударил майор
Сотрудники затащили Фёдора в пустой коридор и усадили на единственный табурет. По обе стороны были кабинеты, позади — окно, вспоминает сторож. По словам Валько, вопросы ему не задавали, а сразу стали выбивать признание. Первый ударил майор — точно в солнечное сплетение, заявил сторож.
— Сразу ударил меня в грудь, я загнулся, последовали удары: правой, левой, правой, левой — так раз 20. Я понял, что не могу увернуться и закрыться, руки-то за спиной. Я упал на пол, а они продолжили ногами избивать. Потом Иванов (фамилия изменена в интересах следствия — прим. ред.) взял табурет, на котором я сидел, и два раза ударил меня им по спине, третий удар пришелся на ногу, — пересказывает события того дня Валько.
По словам Фёдора, во время побоев полицейские кричали: «Признавайся! Что украл на заводе? Что прячешь из украденного у себя дома?».
Получив от старшего лейтенанта пяткой по голове, Фёдор, по его словам, отключился. Более-менее приходить в себя он начал уже в кабинете, в котором его якобы прятали от супруги. По словам мужчины, пока он мучился от боли, оперативники обыскивали его дом и допрашивали жену. Все это время он нуждался в помощи медиков, но не получал ее.
— Полицейские дождались, пока моя жена отъедет от отдела и только после этого посадили меня в свой УАЗик и повезли в районную ЦРБ в станицу Полтавскую. Им нужна была справка, что я могу содержаться в камере, — пояснил Фёдор.
Кровь из ушей
Быстро получить справку не удалось. По словам Валько, медикам он сказал, что телесные повреждения у него от того, что он упал. Дежурный хирург заметила, что из ушей пациента идет кровь и настояла на более детальном обследовании. В ЦРБ сделали КТ головы и рентген левого голеностопа, по которому прилетело табуретом.
— У меня разбухла нога, я наступить на нее не мог. Но врач не обнаружила ничего серьезного и выдала нужную справку, — рассказал сторож.
Ночь Фёдор провел в ОВД по Красноармейскому району. Утром его позвали на завтрак, вспоминает мужчина, но принять пищу он не смог из-за плохого самочувствия и тошноты. С чувством голода и болью буквально во всем теле Валько под конвоем поехал в Красноармейский районный суд.
«Угрожал моей семье»
В суде мужчина признал вину в неповиновении сотрудникам полиции, его оштрафовали на тысячу рублей и отпустили.
— Я со штрафом согласился, потому что очень хотел домой. Я переживал, потому что связи с семьей не было, я не знал, что с ними. Боялся, потому что во время избиения один из сотрудников угрожал расправиться с моими близкими, — заявил Валько.
По словам мужчины, его супруге пришлось отправить детей к родственникам, пока обстановка не стабилизируется.
Десять дней в больнице
Удостоверившись, что дома все в порядке, Фёдор сразу обратился в Славянскую ЦРБ, чтобы снять побои. Врачи диагностировали у него многочисленные ссадины, закрытую черепно-мозговую травму, кровоподтеки, кровоизлияние в глаз и закрытый перелом отростков трех позвонков.
В тот же день Валько сообщил о преступлении полицейских в следственный комитет. Сотрудники ведомства отработали быстро — изъяли видеозаписи с камеры видеонаблюдения, а также вместе с криминалистом зафиксировали следы крови в коридоре отдела.
Между тем состояние Фёдора ухудшалось, ему потребовалась госпитализация. Мужчина провел в стенах палаты десять дней. Уже больше месяца Валько находится на больничном и восстанавливается после перелома позвонков, сейчас он носит специальный корсет. Ему предстоит долгая реабилитация. Судебно-медицинская экспертиза квалифицировала травмы сторожа как вред здоровью средней тяжести (наша редакция ознакомилась с заключением).
Положительная служебная характеристика
Журналисту «Кубань Информ» удалось узнать, кто конкретно из правоохранителей проходит по делу. В распоряжении редакции имеются служебные характеристики на обоих сотрудников — примечательно, что обе положительные.
В рассказе Валько, как и в уголовном деле, возбужденном по факту его обращения, фигурируют две фамилии. В интересах следствия редакция их не разглашает. Первый с 2006 года в органах дослужился до звания майора, он «при выполнении должностных инструкций проявляет разумную инициативу», а «в сложной оперативной обстановке принимает правильные решения». Второй в свои 29 лет носит на погонах три звездочки — он старший лейтенант. Его характеризуют, как вежливого и внимательного человека, который «в интересах службы не считается с личным временем». Уточняется, что оба в группе углубленного психолого-педагогического внимания не состоят.
Звездочку меняет решетка
21 и 22 сентября состоялись судебные заседания по избранию меры пресечения для полицейских. Как сообщили в объединенной пресс-службе судов региона, обоих фигурантов отправили в СИЗО на время расследования уголовного дела — на два месяца.
По данным правозащитника Фёдора — руководителя филиала «Команды против пыток»* в Краснодарском крае, полицейским вменяют превышение должностных полномочий с применением насилия в составе группы.
– Грозит по статье от трех до десяти лет лишения свободы, – уточнил правозащитник.
Отметим, что сейчас юристы «Команды против пыток»* представляют интересы Валько в рамках доследственной проверки и планируют обжаловать штраф Фёдора за неповиновение полицейским.
*Минюст России внес правозащитный проект в реестр иностранных агентов.