Долго и дорого: реконструкция Тургеневского моста продлится полтора года и обойдется в 1,2 млрд рублей

Ежедневно тысячи жителей Адыгеи и Краснодара используют Тургеневский мост для поездок на работу или учебу. Мост связывает столицу Кубани и республику уже почти 50 лет. Переправу ввели в эксплуатацию в 80-х годах и с тех пор интенсивность движения по ней неуклонно растет.

Фото: Геннадий Дьячук
Всего в Краснодаре два моста через реку Кубань. Помимо Тургеневского, есть еще Яблоновский. Осенью 2019 года началось строительство дублера изношенного Яблоновского моста, оно продлилось четыре года. Пока шли работы, единственная оставшаяся Тургеневская переправа приняла на себя интенсивный транспортный поток. За сутки по мосту проезжало более 30 тыс. автомобилей, что пагубно сказалось на его состоянии.

Фото: Геннадий Дьячук
За свою долгую историю Тургеневский мост ни разу не ремонтировали. Последние серьезные работы проводились в 2018 году, тогда заменили температурные швы на въезде в город.

Фото: Геннадий Дьячук
В 2022 году проект модернизации оценивался в 500 млн рублей, но к концу 2024 года стоимость увеличилась более чем вдвое – до 1,2 млрд рублей. Планируется, что капитальный ремонт путепровода начнется в 2025 году. «Кубань Информ» изучил прошлое и узнал будущее переправы.
Тургеневский мост соединяет Краснодар с поселком Новая Адыгея. Переправа является продолжением улицы Тургенева и переходит в Тургеневское шоссе на адыгейской стороне, обеспечивая выезд на трассу А146.

Фото: Геннадий Дьячук
Строительство путепровода началось в 1978 году, когда Адыгея являлась частью Краснодарского края. Проект возведения путепровода внесли в Генеральный план за шесть лет до начала работ.


Во время строительства рабочие столкнулись с трудностями из-за быстрого течения Кубани и просадок русла. Тогда решили вбивать сваи на глубину до 24 метров, применяя специальные техники для достижения необходимой глубины.
Мост возвели к концу 1985 года. В эксплуатацию ввели в феврале 1986 года. Длина моста составила 1020 метров, ширина – 18 метров, с четырьмя полосами движения.
Весной 2008 года в Адыгее открыли торговый комплекс МЕГА Адыгея. Это привело к росту интенсивности движения по мосту. В июле 2008 года начался ремонт, продлившийся около месяца, на время которого ограничили движение, оставив по одной полосе в каждую сторону.

Фото: Геннадий Дьячук
Через семь лет, в ноябре 2015 года, произошла деформация теплового шва, а часть моста даже обрушилась. Путепровод пришлось вновь спешно ремонтировать, а в случившемся обвинили водителя неустановленной фуры, разрушившей конструкцию.

Фото: Геннадий Дьячук
Тогда же впервые заговорили о капитальной реконструкции. Однако, это не представлялось возможным до тех пор, пока не построят новый Яблоновский мост. С тех пор практически ежегодно содержание Тургеневского моста заключалось в ямочных ремонтах.
Тургеневский мост сейчас находится в плачевном состоянии. На дорожном полотне регулярно возникают выбоины, усугубляющие и без того частые заторы в утренние и вечерние часы. Посреди моста идет широкий теплошов, который разделяет путепровод на две части. Лестницы для пешеходов, ведущие к Кубанской набережной, разрушены, а перила потеряли былой вид. Особую тревогу вызывает состояние пролетных балок, имеющих признаки деформации и трещин. Верхние части опор моста также подвергаются разрушению.

Фото: Геннадий Дьячук
В 2023 году для движения открыли дублер Яблоновского моста. Вопрос о ремонте Тургеневской автомобильной переправы снова стал актуален. Стоимость проекта по модернизации сначала оценили в 500 млн рублей, однако к концу 2024 года сумма возросла более чем в два раза — до 1,2 млрд рублей. Долгожданные работы начнутся в 2025 году, причем финансирование будет предоставлено из регионального бюджета. Об этом еще в декабре 2024 года сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Фото: Геннадий Дьячук
В рамках производства работ данного объекта предусмотрен ремонт вышеуказанного мостового перехода с полной заменой мостового полотна асфальтобетонного покрытия, частичной заменой балок пролетного строения, локальным ремонтом пролетного строения и опор, нанесение антикоррозийного покрытия, а также ремонт тротуаров и лестничных сходов со стороны муниципального образования город Краснодар.

Фото: Геннадий Дьячук
Заключить муниципальный контракт для выполнения строительно-монтажных работ планируют в апреле 2025 года. Ремонт растянется на полтора года и завершится в конце 2026 года, либо же в начале 2027 года.

Фото: Геннадий Дьячук
Власти сообщили «Кубань Информ», что полное перекрытие моста на время ремонта не планируется. Работы будут проводиться поэтапно, с частичным ограничением движения. В течение суток Тургеневский мост в Краснодаре пересекают около 30 тыс. автомобилей. Примерно 50% трафика примет Яблоновский мост. Также транспортный поток будет перенаправлен на Южный обход.
В связи с износом конструкции Тургеневского моста регулярно поднимался вопрос о строительстве нового.
В 2020 году стало известно о планах строительства нового путепровода, который бы стал дублером Тургеневского моста. Идею обсудили участники транспортной составляющей Стратегии развития города «Краснодар-2030».
В рамках стратегии планировалось обновление дорожной инфраструктуры Краснодара и возведение мостового перехода через реку Кубань в окрестностях Рубероидного завода. По сути это был дублер Тургеневского моста. Кроме того, планировалось строительство автомобильной дороги, соединяющей улицы Думенко и Лукьяненко. Этот небольшой, но значимый участок улучшит связность между отдельными районами города, позволяя избежать перегрузки существующей дорожной сети.
Спустя четыре года о планах построить третий мост власти Краснодара уже забыли. В мэрии «Кубань Информ» сообщили, что строительство дублера моста через реку Кубань не планируется.