Эколог Лисицин: «дорогая и долгая» технология не спасает Черное море от мазута

Эколог Дмитрий Лисицын раскритиковал методы ликвидации последствий разлива нефти в Черном море. Пост об этом появился в его Telegram-канале в годовщину крушения танкеров, 15 декабря.
Эксперт назвал коффердамы «дорогой и долгой» технологией, которая не спасает акваторию от мазута. На его памяти нет других случаев, когда аварийные суда лежат на небольшой глубине в 20 метров и из них целый год вытекает мазут. Со слов Лисицына, нефтепродукты можно полностью откачать за несколько месяцев и привел три примера из мировой практики:
• Танкер Princess Empress с 760 тоннами мазута затонул в феврале 2023 у острова Миндоро (Филиппины) на глубине 400 метров. В июне 2023 весь мазут подняли.
• Танкер Terranova с 1200 тоннами мазута затонул в июле 2024 у Манилы (Филиппины) на глубине 34 метра. За два месяца весь мазут откачали.
• Танкер Agia Zoni II с 2200 тоннами мазута затонул 10 сентября 2017 у порта Пирей (Греция) на глубине 35 метров. Уже 19 сентября 2017 нефть откачали. Наверх подняли более 1500 тонн нефтепродуктов, а в ноябре — корпус судна.
Как отметил эколог, во всех указанных случаях применяли технологию «горячего врезания», которой уже десятки лет. Водолазы достают до глубин 150 метров, а роботы — ниже. Так, в 2004 году с танкера «Престиж» откачали 13 тыс. тонн мазута с глубины 4 тыс. метров.
— Мы, конечно, пошли своим путем. Через коффердамы. 12 декабря вице-премьер Савельев сообщил, что спустя год установлен лишь один из трех, и что из носовой части Волгонефть-239 «удален основной объем мазута». А кормовая и носовая части Волгонефть-212 так и продолжают течь. И там остается около 2 тыс. тонн мазута. Почему нельзя было давно убрать эту экологическую мину? Зачем городить коффердамы — долгие, дорогие, неэффективные? Которые никто в таких случаях не использует,
— вопрошает Лисицын в своей публикации.
Прошел год, а ответы так и не появились. Вместо них на пляжи регулярно наведывается мазут, который волонтеры продолжают убирать лопатами.
Напомним, 15 декабря 2024 года во время мощного шторма затонули два танкера — «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Это привело к масштабному разливу мазута и экологической катастрофе на черноморском побережье Краснодарского края. Пляжи от Анапы до Темрюкского района накрыло черной волной нефтепродуктов.
Ранее «Кубань Информ» подвела итоги года, полного борьбы с последствиями ЧП, судебных разбирательств и тяжелых экономических потерь.
