Гибель моряка и огромный разлив мазута: что известно о крушении двух танкеров в Керченском проливе
Громкое ЧП произошло в воскресенье, 15 декабря, в Керченском проливе. Сразу два сухогруза с экипажами на борту потерпели крушение из-за мощного шторма в Азовском море. Волны буквально «разрубили» один из танкеров пополам. «Кубань Информ» собрал все данные о случившемся, которые известны к данному часу.
Два груженых нефтепродуктами судна «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели бедствие в Керченском проливе днем 15 декабря. Огромные волны швыряли танкеры, словно бумажные кораблики. Один из судов не выдержал натиска шторма и разломился. Экипажи подали сигналы бедствия, на которые откликнулись спасатели Крыма и Краснодарского края. На помощь направили вертолет МЧС России Ми-8. Спустя считанные часы стало известно, что первое судно село на мель, второе – легло в дрейф.
В заложниках шторма оказались сразу два экипажа – 29 моряков. Одного из них спасти не удалось. Еще 11 серьезно пострадали. Их доставили в больницу Анапы. Помимо различных травм у моряков диагностировали обморожение – они оказались в воде и к тому же наглотались нефти. Двое человек до сих пор находятся в тяжелом состоянии в реанимации.
Для координации работы по ликвидации последствий ЧП с танкерами оперативно создали рабочую группу. Ее глава – вице-премьер Виталий Савельев завил, что водолазное обследование судов силами «Морспасслужбы» Росморречфлота Минтранса России начнется как только позволит погода. Сейчас ведется непрерывный визуальный мониторинг береговой черты от мыса Панагия до Крымского моста.
Тем временем, жители Анапы заявили о появлении пятен на берегу Черного моря. Есть и первые жертвы из-за загрязнения — перемазанные нефтепродуктами птицы.
По подсчетам специалистов, нефтяное пятно, дрейфуя, прошло уже более 40 км по воде. Его зафиксировали от поселка Веселовка в Темрюкском районе и до Витязево в Анапе. По данным источников, загрязнение не избежать и на самом курорте. Если течение усилится, то мазут может проплыть и дальше — вплоть до Сочи.
Фото: «Кубань Информ»
О том, что птицы станут жертвами кораблекрушений и разлива мазута предупреждал эколог Вениамин Голубитченко. В разговоре с журналистом «Кубань Информ» специалист рассказал, что сейчас птицы прилетели на зимовку на Керченский и Таманский полуострова. Они могут попасть в зону разлива топлива, вымазаться в нефтяных пятнах до состояния слипания перьев. Из-за ослабленного состояния пернатым может не хватить сил, чтобы держаться на поверхности и взлетать. Кроме того, они травятся нефтепродуктами, дыша испарениями и проглатывая их.
Однако под удар могут попасть и морские обитатели.
Пленка, растекаясь по поверхности, преграждает газообмен между атмосферой и водой. Кислород не проникает в воду, из которой в свою очередь не уходит углекислый газ. Если площадь пятна большая, то возникает и большая зона с дефицитом кислорода. Многие морские животные, непривычные к таким перепадам, могут просто погибнуть.
Фото: оперштаб Кубани
По словам специалиста, в первую очередь, страдают желудочный тракт и дыхательная система — жабры рыб. Также мазут скатывается в холодной воде в комочки, которые опускаются на дно. Затем с другой пищей нефтепродукты попадают в желудок крабов, моллюсков, рыб.
Голубитченко подчеркнул, что крабы, барабули, кефали, осетровые и скаты погибают или накапливают в своем организме большое количество нефтепродуктов и становятся непригодными в пищу человека и для других животных, которые ими питаются.
Фото: «Кубань Информ»
Следователи по Республике Крым и Севастополю возбудили уголовные дела по факту нарушения правил безопасности мореплавания, одно из которых переквалифицировано на статью, предусматривающую ответственность за гибель человека. Председатель СК России Александр Бастрыкин потребовал от руководителя ГСУ СК России по Республике Крым и Севастополю доклад о ходе расследования. Также проверку начала прокуратура.
Сейчас в Краснодарском крае создан оперштаб для ликвидации загрязнения. Привлечено почти 270 человек, полсотни единиц техники. Также на работу вышли и волонтеры. Они начали сбор мазута на берегах в Витязево и в Темрюкском районе. Вязкие нефтепродукты будут собирать лопатами в мешки. Губернатор Кубани заявил, что при необходимости число помощников будет увеличено.
В Росприроднадзоре начали отбирать пробы почвы и воды для анализа ущерба природе.
Фото: Росприроднадзор
По некоторым данным, суда «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» не были предназначены для работы в море, а создавались для плавания по рекам, поскольку там не грозят шторма. Mash сообщает, что это новоделы типа «река – море». То есть суда переделали в 90-х, «разрубив» их пополам, а после их «сшили», чтобы соответствовать стандартам класса таких судов для выхода в море. Все это время танкеры якобы толком не обслуживали. Волна попала именно в шов от сварки.