Происшествия

«Игнорировать проблему невозможно»: на улице Московской в Краснодаре образовался провал номер семь

Эксперты рассказали, почему земля уходит из-под кубанской столицы.
29.01.2025 - 11:50
4 минуты, 2 секунд
image-not-found

Фото: Геннадий Дьячук

Читай актуальные новости в телеграм-канале Кубань Информ

За последние два месяца улица Московская в Краснодаре обзавелась дурной славой. Критикуют ее автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы — все из-за частых провалов грунта: с конца ноября уже седьмое происшествие.

Образовавшиеся ямы вносят свои коррективы в дорожное движение. Во-первых, пускать трамваи по путям в таких условиях опасно. Во-вторых, чтобы устранить последствия ЧП, часто требуется перекрыть дорогу.

Поначалу краснодарцы шутили, что городские артерии решили разгрузить и начали строить метро, но теперь уже не до смеха и иронии. Рассказываем, почему обваливается грунт и чем это чревато.

Не подземка, а коллектор

Первый провал пришелся на 27 ноября. Тогда огромная яма образовалась прямо под трамвайными рельсами. Пассажирам вагона, который умудрился проехать в считанные секунды до ЧП, повезло. Чего не скажешь о пешеходе, который не заметил зияющую дыру и угодил внутрь. Мужчину на скорой доставили в больницу, где ему диагностировали вывих плеча.

Все это стало результатом протечки старой канализационной трубы, которую проложили еще в 1960-х годах, отрапортовал тогда мэр Краснодара Евгений Наумов. Стоки подмыли грунт под трамвайными путями, в результате обвалился верхний слой почвы.

Из-за ЧП для проезда полностью закрыли квартал до улицы имени 40-летия Победы, в том числе для трамваев. Участок дороги от Зиповской до 40-летия Победы временно сделали двусторонним и пустили по нему автомобили и четыре автобуса для перевозки пассажиров к транспортному узлу в районе КубГТУ.

Утром 2 декабря городская администрация отчиталась, что авария устранена, но буквально через несколько часов на другом участке Московской образовалась новая яма диаметром около четырех метров.

И вновь на место выехали коммунальщики. Они установили пневмозаглушку, чтобы исключить из работы поврежденный участок коллектора, завезли шпунты и стали укреплять стенки котлована.

Фото: Геннадий Дьячук

Земля уходит из-под Краснодара

5 декабря провалы грунта продолжились. Утром четверга рухнул тротуар на придомовой территории ЖК «Ривьера», на пересечении Московской и Зиповской. На снимках из соцсетей в образовавшейся яме были видны канализационные трубы.

Спустя три дня команды специалистов «Краснодар Водоканала» выполнили устройство саркофага длиной более трех метров для ремонта поврежденного участка трубопровода и начали подготовку основания для заливки бетона. Одновременно шла прочистка коллекторного желоба. Насосное оборудование девять раз забивалось из-за большого объема бытовых отходов. В зоне обрушения круглосуточно работали девять единиц техники и 15 сотрудников компании.

Фото: Геннадий Дьячук

17 декабря «Краснодар Водоканал» закончил восстановительные работы на улице Московской, а специалисты МУП «КТТУ» приступили к восстановлению рельсошпальной решетки. На следующий день было запущено движение электротранспорта.

Казалось бы, проблема решена. Но оказалось иначе – она перекочевала в новый год. 2 января «Краснодар Водоканал» сообщил, что приступает к замене железобетонных труб на полиэтиленовые на участке коллектора от улицы Зиповской до улицы имени 40-летия Победы, что приведет к частичному ограничению движения транспорта по улице Московской. А уже на следующий день трамваи № 5, 8, 15, 20 и 22 перенаправили до остановки «улица Декабристов». Причиной стал новый провал грунта. Его решили просто закопать, чтобы не повторять ноябрьский транспортный коллапс.

Фото: Геннадий Дьячук

22 января на Московской образовался новый «портал в подземелье». Из-за него в 9:22 остановилось движение трамваев. Спустя полчаса, после осмотра ямы, движение было запущено.

Тогда в КТТУ заявили, что угрозы для трамвайного движения нет, а в городском департаменте транспорта, что яму уже засыпает «Краснодар Водоканал».

А около 11 часов утра 28 января здесь же образовалась дыра шириной больше метра. Специалисты сразу установили защитное заграждение, видимо, чтобы предотвратить дальнейшее обрушение грунта. Трамваи вновь перенаправили на Декабристов. Сейчас специалисты устанавливают причины очередного обвала, чтобы как можно скорее приступить к восстановлению.

«Проблема гораздо шире, чем просто порывы труб»

Завкафедрой нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники ФГБОУ ВО КубГУ Татьяна Любимова озвучила «Ъ-Кубань» свое мнение, касательно многочисленных провалов. С ее слов, техногенное воздействие играет значительную роль, но оно не ограничивается повреждением коммуникаций. Главная причина может быть связана с формированием депрессионной воронки вокруг городских водозаборов.

При создании технологической схемы водозабора гидрогеологи рассчитывают предельно допустимое понижение уровня воды, чтобы она успевала притекать к скважине. В Краснодаре схема, разработанная еще в 1985 году, не пересматривалась более 25 лет, как того требуют нормы. За это время добавились новые водозаборы, а уровень воды снизился до критических значений — на 70 метров ниже допустимого,

— высказалась доцент.

Со слов собеседницы издания, прогноз выглядит крайне тревожным. Ведь когда вода уходит все глубже, ее место в поровом пространстве грунта занимает воздух, который обладает другими плотностными характеристиками. Естественно, что при нагрузках сверху в виде зданий и сооружений это приводит к просадке грунта. Даже минимальная деформация — всего в несколько сантиметров — может сказаться на устойчивости зданий, коммуникаций и дорог. Дополнительное влияние оказывают вибрации от автомобильного и железнодорожного транспорта.

Я сомневаюсь, что причина провалов заключается исключительно в низком качестве материалов для коммуникаций, хотя полностью исключать такой вариант тоже нельзя. Агрессивная среда, проявляющая себя в повышенной влажности и высоком уровне грунтовых вод, действительно могут способствовать разрушению металлических конструкций. Если на участке происходили порывы, это могло вызвать суффозию — вымывание песчаного грунта,

— добавила Любимова.

При этом кандидат геолого-минералогических наук напомнила, что любой провал грунта может представлять угрозу — игнорировать проблему невозможно. Необходимо проводить детальное обследование, обращая внимание на косвенные признаки: трещины в фундаментах, повреждения асфальтового покрытия, их направление, расположение и степень раскрытия трещин.

Версию с суффозионными процессами озвучил и доцент кафедры геофизических методов поисков и разведки Николай Рудомаха.

В целом нужно изучать область развития суффозионных процессов, так как проявления на дневной поверхности в виде провалов является частью области развития, тем более процессы весьма активны, судя по периодичности появления ям,

— прокомментировал собеседник «Кубань Информ».

Решить проблему помогут… инъекции

Бытует мнение, что решить проблему обвалов грунта можно с помощью геополимеров. Они позволяют быстро и точно заполнить пустоты, уплотнить грунт, предотвращая дальнейшие осадки и провалы.

Применение полимерных инъекций исключает необходимость раскопок, позволяет увеличить производительность и сократить временные и финансовые затраты. Кроме того, геополимеры устойчивы к воздействию воды и химических веществ, но экологичны и безопасны для окружающей среды.

Фото: polyalpan-msk.ru
0
Комментарии0