Краснодарский юрист объяснил плюсы и минусы оформления ДТП через «Госуслуги»
Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект, который даст автомобилистам возможность оформлять ДТП по европротоколу через приложения или сайты страховых компаний. Сейчас водители могут зарегистрировать аварию через мобильные приложения «Госуслуги.Авто» и «Помощник ОСАГО».
Краснодарский юрист Алихан Дадаев объяснил «Кубань Информ», зачем нужна данная инициатива, а также рассказал о плюсах и минусах законопроекта.
Для того, чтобы оформить европротокол по новому законопроекту, нужно авторизоваться через Госуслуги, зайдя на сайт или в приложение страховой компании через единый портал. После чего водитель заявляет об аварии, прикладывает фотографии с места и заявление.
История с оформлением аварий при помощи европротокола в России не нова, и с каждым годом сделать это всё проще. Несомненные плюсы в том, что не нужно ждать сотрудников Госавтоинспекции и создавать пробки на и так загруженных магистралях (особенно в задыхающемся от пробок Краснодаре), можно составить бумагу и ждать звонка из страховой. Однако есть моменты, которые мешают европротоколу «шагать по стране».
Условия оформления европротокола:
— наличие ОСАГО у обеих сторон; — участие двух автомобилей; — сумма ущерба – 100 тысяч рублей; — нет пострадавших по здоровью; — ДТП произошло на территории России.
К европротоколу существует большое недоверие в связи с тем, что зачастую происходит ДТП, а после аварии по внешним признакам пострадавшая сторона не может точно определить ущерб, нанесённый автомобилю. Получается, что водитель загнал себя в рамки выплаты в 100 тыс. рублей, а во время ремонта заплатил больше. Разницу ему уже никто не вернёт. Кроме того, условие оформления европротокола: с суммой выплаты должны быть согласны обе стороны. Если пострадавший рассчитывает, условно, на 50 тыс. рублей, а виновник говорит, что «вмятину в любом СТО ему выпрямят за 5 тыс. рублей», документ не может быть оформлен и вопрос нужно будет решать традиционным способом.
Краснодарский юрист отмечает, что в целом инициатива хорошая в том плане, что вместо разных приложений для оформления европротокола, водитель оформляет документы через личный кабинет своей страховой компании, что исключает вариант стать жертвой мошенников.
Однако одобренный Госдумой документ всё же требует корректировок. В первую очередь, речь идёт о размере максимальной выплаты по европротоколу. Основная причина в том, что в условиях санкций резко взлетели цены на запчасти иностранных автомобилей. То есть ремонт, который раньше обходился в 70 тыс. рублей, сейчас будет стоить в три раза дороже. При этом, максимальный лимит выплат по европротоколу остался на прежнем уровне.
На моей практике, чтобы ремонт обошёлся до 100 тыс. рублей – это бывает один случай из десяти, даже нет, один случай из ста. На сегодняшний день цены на ремонт автомобиля, на все комплектующие намного выше. Я считаю для того, чтобы эта программа заработала, нужно предусмотреть возможность оформления европротокола на сумму до 400 тыс. рублей. Объясню. Например, произошло ДТП, вину второй участник признаёт, мы оформляем европротокол, но сумму ущерба он не признаёт, а мы ограничены 100 тысячами. Получается, что у нас все должны иметь автослесарное образование, чтобы на месте аварии понять, вмещусь я в эти 100 тысяч на ремонт или нет.
Спикер уверен, что законопроект заработает только после того, как будет повышен размер максимальной выплаты по европротоколу.
Нужно прописать в условиях: если после того, как человек обратится в страховую компанию или к экспертам, выяснится, что сумма ремонта больше, чтобы не было привязки к виновнику ДТП: чтобы страховая компания сама определяла, могло ли это повреждение возникнуть в результате ДТП – эксперты могут это сделать. А то у нас получается, что оформили европротокол, человек пришёл на СТО, а выяснилось, что ремонт тянет на 200 тыс. И вот он сидит у разбитого корыта. Поэтому законопроект нужно доработать.
Эксперт подчёркивает, что недоверия к самому европротоколу нет – есть боязнь не вместиться в максимальную выплату на ремонт авто. Юрист уверен, что после доработки законопроект сможет облегчить жизнь автовладельцев.