Новые выбросы и вызовы: мазутной катастрофе на Кубани стукнул месяц
С момента первой в мире катастрофы с «тяжелым» топливом, произошедшей в Керченском проливе, пролетел месяц. Все 30 дней в сводках новостей фигурируют тонны убранного замазученного песка, единицы спасенных животных и… сотни мнений о будущем наших курортов. Портал «Кубань Информ» собрал хронологию ЧП, его причины и последствия.
15 декабря в районе Керченского пролива семибалльный шторм вызвал крушение двух танкеров. Первым сигнал бедствия подал «Волгонефть-212». Его в прямом смысле слова разорвали пополам волны – нос баржи попросту отломился и ушел под воду. Экипаж остался на корме, но спасателям удалось снять с судна только 12 человек. Один из матросов погиб, ему было всего 23 года.
«Волгонефть-239» сообщил о ЧП чуть позже. К тому моменту погодные условия только ухудшались и проводить эвакуацию было крайне рискованно. Танкер с огромными трещинами в корпусе смог лечь в дрейф в районе порта Тамань.
Суда перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута, из них в море вытекло порядка 40%. И пока все внимание было приковано к спасательной операции, волны разносили по акватории большие черные пятна. Тогда никто еще не догадывался, какой урон нанесет природе разлив нефтепродуктов.
17 декабря золотые песчаные пляжи Анапы уже было не узнать. Огромное токсичное пятно нефтепродуктов штормом вынесло на береговую линию от Тамани до Анапы. Черный «ковер» растянулся на десятки километров. Другая часть мазута загрязнила морские воды.
Первыми тревогу забили местные блогеры и экологи. Они утверждали, что после крушения танкеров популярный детский курорт стал центром экологической катастрофы и призывали к помощи. Именно неравнодушные граждане стали первопроходцами в белых костюмах и респираторах с лопатами и мешками. И вечером 17 декабря в Темрюкском и Анапском районах Кубани ввели локальный режим ЧС.
Фото: t.me/opershtab23
В последующие дни оперативный штаб Краснодарского края и региональные власти отчитывались о проводимых работах и создавали впечатление, что никакой критической ситуации нет. Например, 24 декабря сообщалось, что на труднодоступных участках пляжей задействуют дополнительную вездеходную технику, на каждом загрязненном участке закреплены ответственные лица, координирующие работу по уборке с утра и до вечера. Также оповестили о работе волонтерского штаба в Витязево, где спасают пострадавших птиц.
Одновременно с этим рассказывали, как в Анапу и Темрюкский район приезжают все новые и новые добровольцы из разных городов и регионов. Так или иначе, взгляд на экологическую катастрофу у простых людей и чиновников сильно отличался. Факт остается фактом: спустя почти девять дней после трагедии и масштабного разлива нефти общественность не знала даже примерное количество тонн нефтепродуктов, попавших в Черное море.
Лишь 25 декабря губернатор Вениамин Кондратьев признал, что выброс нефтепродуктов на сушу затянулся и не прекращается. Следом он повысил ранее введенный режим ЧС до регионального уровня.
Изначально, по расчетам ученых и специалистов, основная масса мазута должна была остаться на дне Черного моря, что позволило бы его собрать в воде. Но погода диктует свои условия, воздух прогревается и нефтепродукты поднимаются наверх. В итоге их выносит на наши пляжи,
На следующий день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что введение федерального режима ЧС из-за разлива мазута на побережье в Краснодарском крае не планируется. Но его слова шли вразрез с данными главы МЧС России Александра Куренкова, который 26 декабря лично прибыл в Анапу. Тогда руководитель чрезвычайного ведомства сообщил, что в районе загрязнения побережья выполнено только 15% работ.
Фото: t.me/opershtab23
В итоге: через два часа глава Крыма Сергей Аксенов объявил о введении режима ЧС федерального масштаба.
Угроза, нависшая над побережьем, толкнула наших соотечественников на сильные поступки. Мессенджеры переполнились оперативными сводками, новостями и объявлениями: «Сбор завтра в 12:00. Нужны люди, помощь руками. Уборка нефти, сбор птиц. С собой иметь пакеты, перчатки, совки».
Пользователи не спрашивали, чем помочь. Просто приходили, приезжали, делали все, что в их силах. И помощь продолжает прибывать… отовсюду, из разных уголков нашей необъятной страны. Сегодня на пляжи выходят дети и взрослые, работники предприятий, студенты, старшие школьники, казаки и пенсионеры.
Фото: t.me/opershtab23
На протяжении всей береговой линии, где работают волонтеры, функционируют полевые кухни. Там тоже трудятся небезразличные люди. Они варят борщ, готовят гречку с мясом, плов, макароны, делают бутерброды, наливают чай, раскладывают конфеты и печенье.
Фото: t.me/opershtab23
Волонтеры борются с последствиями ЧП с раннего утра и до поздней ночи. Они не устраивали перерыв на праздники и новогодние каникулы. Пока одни грузят замученный грунт в мешки, другие спасают пострадавших от нефтепродуктов птиц и млекопитающих.
Мазут сковал тысячи пернатых обитателей пляжей — некогда белые перья покрылись черной вязкой жижей: птицы не могут почиститься самостоятельно, улететь или даже поесть. Их клювы просто склеены нефтепродуктами, даже на своих двоих пернатые передвигаются с трудом. Мазут нарушает структуру оперения, наносит химические ожоги кожи, слизистых и приводят к отравлению и, порой, гибели.
Работа по спасению птиц организована так: добровольцы через соцсети или мессенджеры получают информацию о «находках». После на место выдвигаются несколько волонтеров, среди которых обязательно должен быть человек, уже имеющий опыт ловли пернатых.
Фото: t.me/opershtab23
В основном в центр спасения поступают чомги, лысухи и бакланы. Их осматривают, оказывают первую медицинскую помощь и распределяют. Тех птиц, которые пострадали сильнее остальных, передают в стационар, остальных – на мойку.
По подсчетам экологов, только 45 минут уходит на то, чтобы два человека отмыли одну испачканную нефтью птицу. Ее нужно многократно осыпать крахмалом, а затем соскрести абсорбированный мазут. Это приводит к удалению естественной смазки перьев.
Фото: t.me/opershtab23
После слаженной работы под надзором ветврачей и орнитологов птиц отправляют на реабилитацию в центры Кубани и соседнего Ставропольского края. Всего они приняли уже 2 652 особи.
Жертвы не ограничиваются птицами — в море погибли десятки краснокнижных азовок. Дельфинов отлавливать в воде невозможно. Поэтому помощь им оказывают, когда они уже выбросились на берег или обессиленные приплыли на мелководье. Но, к сожалению, к этому моменту млекопитающие уже находятся в критическом состоянии. Шансы спасти таких животных очень маленькие, особенно без стационарного центра для долговременного лечения.
Тем не менее, несколько особей нам удавалось вытащить с того света. Хоть случаи эти редки, мы продолжаем бороться за каждую жизнь. Поверьте, это очень тяжело, когда большинство пациентов невозможно спасти. Но таковы наши реалии в работе с китообразными - даже в странах, где есть стационары для дельфинов - выживают лишь 10-20% животных,
Всего после 15 декабря обнаружено 32 мертвых дельфина, состояние которых показывает, что они погибли не более трех недель назад. При этом точное количество зараженной и погибшей рыбы неизвестно. И пока полностью не ликвидированы очаги разлива мазута и то, что оседает на дне моря, говорить о полной реанимации природы нельзя.
Я думаю, по аналогии с новороссийской бухтой это занимает от 3 до 10 лет минимум. В зависимости от глубины залегания мазутной массы на дне. Любое пятно, оставшееся под камнем или в песке, будет продолжать травить всё вокруг: не будут расти водоросли, в этом месте не смогут питаться различные беспозвоночные, которые еще и отравятся нефтепродуктами,
Развалившиеся и затонувшие танкеры до сих пор находятся под водой, из них продолжают вытекать нефтепродукты. Разработать план их подъема 9 января поручил Владимир Путин.
А на следующий день специалисты обнаружили очередной выброс нефтепродуктов — они попали в море с кормы танкера «Волганефть-239», которую выбросило на берег в районе поселка Тамань Темрюкского района. Сразу после обнаружения утечки вокруг судна установили боновые заграждения, с помощью полипропиленовых сетей собирали мазут на мелководье, пленку на поверхности обрабатывали сорбентами. Одновременно начали строить дорогу, чтобы к месту могла подъехать тяжелая техника. С помощью экскаваторов, например, собирают мазут в воде рядом с берегом.
Фото: t.me/opershtab23
12 января в зону ЧС приехал глава МЧС России Александр Куренков. Вместе с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, министром транспорта РФ Романом Старовойтом, руководителем Росприроднадзора Светланой Радионовой он осмотрел участок, где 10 января заметили новый выброс мазута. Затем Куренков провел заседание комиссии по ликвидации ЧС на Черноморском побережье.
13 января премьер-министр Михаил Мишустин создал правительственную комиссию, которая теперь координирует работы по ликвидации разлива.
Извлечение затонувших танкеров со дна моря возле Анапы может занять от трех месяцев до года. Для этого потребуется работа сотен специалистов и специальной техники. Стоимость подъема фрагментов одного танкера и второго, не полностью разрушенного и находящегося на дне, может варьироваться от 200 млн рублей до одного млрд рублей, сообщает РБК Краснодар со ссылкой на экспертов екатеринбургской ГК Hydro.
На обложке одного из местных Telegram-каналов стоит фото закатного солнца. Поверх этого умиротворяющего пейзажа админ нанес надпись: «Море, прости нас». Вот только извинятся должны совсем другие люди – алчные бизнесмены.
«Волгонефть 212» потерпел крушение в день своего 55-летия: по данным портала Russianships, его ввели в эксплуатацию 15 декабря 1969 года. Построил его Волгоградский судостроительный завод. Как и «Волгонефть-239» судно проектировали как речной танкер с ограниченным выходом в море. И то при спокойной погоде.
В 90-е года такие баржи стали массово переделывать в класс река-море. По сути их просто укорачивали: вырезали среднюю часть, а остальное варили обратно. Огромные швы, вероятно, и не справились с ударом стихии.
Напомним, танкер «Волгонефть-212» принадлежит пермской компании «Кама Шиппинг», ее совладелец и генеральный директор — Константин Сельков. После трагедии фирму привлекли к административной ответственности — трудовая инспекция нашла нарушения в работе компании. По информации ведомства, компания не проводила для экипажа обучение по охране труда и оказанию первой помощи.
13 января стало известно, что федеральная налоговая служба заблокировала счета пермской компании «Кама Шиппинг» из-за долга в размере 55,5 млн рублей.
Свой последний рейс «Волгонефть-212» выполнял по заказу самарской судоходной компании «Стаксель». Именно она, а не «Кама Шиппинг», была перевозчиком грузов. Минтруд, крайсовпроф, страховой фонд и инспекция труда утвердили акт «о несчастном случае на производстве» после гибели моториста компании. Теперь его семье выплатят два миллиона рублей.
Владельцем второго танкера «Волгонефть-239» является ЗАО «Волгатранснефть». Сейчас компанию хотят признать банкротом из-за долга более 6,5 млн рублей конкурсному кредитору. Кроме того, против фирмы три иска о привлечении к административной ответственности подала Новороссийская транспортная прокуратура. Суть разбирательства и статьи не обозначены.
Инсайдеры разных Telegram-каналов уже прочат кадровые перестановки в связи с ЧП. В частности, утверждается, что своего кресла рискует лишиться глава МЧС Александр Куренков. Его может занять только назначенный 9 января замминистра Денис Попов.
Следком предъявил обвинения капитанам нефтетанкеров, их задержали. Уже установлено, что суда затонули после повреждения в условиях шторма. Капитанов обвинили в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. УК РФ предусматривает за это принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.
19 декабря появилась информация о том, что судна должны были разгрузить за две недели до катастрофы. По документам, мазут с «Волгонефти-212» на сушу должны были переместить до 30 ноября, а экипаж планировал сделать это еще до 25 ноября — морякам нужно было успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море, потому что разрешение на парковку было действительно до 30 ноября.
10 декабря на пермском танкере сломался один из котлов. Капитан «Волгонефти-212» Леонид Волегов просил ускорить процесс, потому что один котел не способен поддерживать условия хранения нефтепродуктов. Он даже писал рапорт, чтобы разгрузку ускорили, а последний раз он просил забрать груз за день до трагедии — 14 декабря.
Но, 15 декабря, нефтепродукты еще были на судне. Причина этому явно коммерческая – бенефициары хотели продать мазут подороже и перелить его на другой танкер в море.
Дело в том, что сейчас нефтепродукты поставляют в Южную Европу по «серым» схемам и существует этот бизнес лишь за счет посредников. Видимо, ООО «Стаксель» ждала транспорт покупателя, в который собиралась перевалить мазут.
В качестве меры пресечения Леонида заключили под стражу, а капитана второго затонувшего судна «Волгонефть-239» оставили под домашним арестом. Обе меры действуют до 17 февраля 2025 года, их могут продлить, либо перейти к основным судебным заседаниям.
Согласно федеральному закону «Об охране окружающей среды», юридические лица, допустившие загрязнение, должны возместить вред природе в полном объеме.
Собственник судна с момента инцидента несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, говорит Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 1992 года и Кодекс торгового мореплавания России
Таким образом, компенсировать урон придется собственникам танкеров: владельцу «Волгонефть-212» ООО «Кама Шиппинг» и владельцу «Волгонефть-239» ЗАО «Волгатранснефть». Предъявленный ущерб компании могут оплатить в добровольном порядке либо суммы будут взысканы по решению суда.
Специалисты разных ведомств вычислят ущерб по утвержденным таксам и методикам, а если их нет, то исходя из фактических затрат на восстановление природных экосистем.
Только когда Морречфлот сообщит Росприроднадзору окончательный объем вылившегося мазута, Росприроднадзор сможет сделать расчет. Однако пока не произведена откачка мазута из танков «Волгонефти-239» и не подняты останки «Волгонефти-212», сделать это вряд ли возможно, поскольку танкеры продолжают течь и загрязнять окружающую среду,
Что касается ущерба животному и растительному миру, то Росприроднадзор собирает данные о пострадавших краснокнижных видах, а региональное министерство природных ресурсов — о всех остальных.
Журналистка Ксения Собчак опубликовала на своем канале фильм про экологическую катастрофу в Анапе. В полчаса она уложила хронологию событий и экспертные мнения блогеров, волонтеров, экологов и чиновников.
В материале прослеживается негативное отношение к действиям местных властей, а именно к их нерасторопности. «Кровавая барыня» акцентирует внимание на том, что режим ЧС краевого уровня ввели лишь через 10 дней после крушения танкеров. А, по словам волонтеров, поначалу на пляжах не было ни сотрудников МЧС, ни тяжелой техники, помощь которой была так необходима. Собчак подчеркивает, что без волонтерской помощи власти явно не обошлись бы. В фильме экологи делятся мнением, что в Черное море вылилось не три тысячи тонн мазута, как анонсируют везде, а как минимум шесть.
Надежду на благополучное разрешение экологической и туристической проблемы дает опыт ликвидации последствий аналогичной катастрофы 2007 года. 17 лет назад также в Керченском проливе во время шторма развалился на две части такой же танкер серии «Волгонефть». В море попало порядка трех тыс. тонн мазута. Кандидат биологических наук Сергей Алемов рассказал, что тогда ликвидировать последствия получилось достаточно оперативно.
Последствия были очень серьезные в прибрежной зоне. Основная масса мазута попала на оба берега Керченского пролива, а также острова Тузла. Пришлось убирать очень большие объемы загрязненного грунта, водорослей. За полтора месяца все было вывезено. Дальнейших последствий мы не наблюдали. Уже через полгода, следующей весной, в пробах мы не обнаруживали остатков нефтепродуктов. Поскольку сейчас в Керченском проливе схожие условия, то есть надежда, что и ситуация будет развиваться по тому же сценарию
Но стоит отметить, что в прошлый раз нефтепродукты не пошли дальше Керченского пролива, а экологи отмечали, что ликвидация последствий заключалась в закапывании мазута в песок прямо на берегу. Вряд ли в 2025 году туристы, привыкшие к комфортному отдыху в России, оценят такой ход.
Фото: t.me/opershtab23
Доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ГУУ Вадим Жуков рассказывает, что сейчас применяют иные технологии ликвидации последствий.
По последним данным, с пляжей Кубани уже вывезено 140 тысяч тонн замазученного песка. Песок обещают вернуть на пляжи, когда он пройдет особую обработку и обеззараживание. Но пока единого мнения и эффективной технологии, как это сделать, не найдено.
Глупо отрицать, что ликвидация последствий разлива мазута явно буксует. Власти на федеральном уровне активизировались лишь после того, как 9 января их действия раскритиковал Владимир Путин. Тем не менее сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, в отличие от первых дней, когда безответственность чиновников просто зашкаливала.
Миллиард, выделенный из бюджета, принес свои плоды. И сейчас видна слаженная работа на всех участках вдоль загрязненного побережья. Задействованы не только волонтеры, как было в первые дни случившегося, подключены многие предприятия, подразделения, спецслужбы, научные организации. Пробуются новые технологии по очистке: расставлены полипропиленовые сети и боновые заграждения, задерживающие мазут, широко используется биосорбент, всякого рода уловители пятен и прочие наработки.
Фото: t.me/opershtab23
Сегодня создана специальная правительственная комиссия, куда вошли руководители основных отраслей страны по устранению последствий. Все под строжайшим контролем президента и премьер-министра.
По последним данным, собрано более 150 тыс. тонн замазученного грунта. Он складируется на специальном полигоне с помощью тяжелой техники, а затем вывозятся на предприятия по очистке песка.
Фото: t.me/opershtab23