Общество

Сказка о Краснодаре: почему она разбивается вдребезги после переезда?

Для многих приезжих реальная жизнь в кубанской столице расходится с ожиданиями.
17.04.2025 - 11:36
4 минуты, 5 секунд
Знак на въезде в Краснодар

Фото: Геннадий Дьячук

Читай актуальные новости в телеграм-канале Кубань Информ

Краснодар – город, манящий теплым климатом, близостью к Черному и Азовскому морям, горам и кажущимся южным гостеприимством. Мечта многих россиян, уставших от суровых зим и серых будней, – перебраться сюда на ПМЖ. Но так ли безоблачна жизнь в кубанской столице, как ее рисуют рекламные баннеры, риелторы и восторженные отзывы в интернете? Все чаще за фасадом солнечного города проступают черты, заставляющие задуматься: а стоит ли оно того?

Бесконечные пробки, превращающие даже короткую поездку в многочасовое испытание, хаотичная застройка, стирающая с лица города зелень и превращающая его в каменные джунгли, регулярные подтопления после ливней, оставляющие жителей некоторых районов наедине со стихией – это лишь вершина айсберга.

«Кубань Информ» решил разобраться, почему краснодарская мечта для многих оборачивается разочарованием. Как выглядит Краснодар без розовых очков? И что кроется за глянцевой обложкой кубанской столицы? Ответить на эти вопросы изданию помогли Кирилл Носков, переехавший три года назад в Краснодар из Ярославля, а также местный житель Валентин Доронин.

Многоэтажки в Краснодаре
Фото: Геннадий Дьячук

Проблемы транспорта и дорожного движения

Краснодар — быстрорастущий город, но его транспортная система не успевает за увеличивающимся потоком машин. Одна из главных проблем — пробки, особенно в часы пик. Узкие дороги, нехватка развязок и светофоры, работающие без учета реальной загруженности, превращают поездки по городу в испытание.

Общественный транспорт тоже оставляет желать лучшего: автобусы часто переполнены, маршрутки частников разваливаются, а трамваи из-за изношенности путей двигаются медленно. При этом на данный момент проезд в городе стоит 50 и 55 рублей в зависимости от вида транспорта. Горожане не устают жаловаться на хамство водителей, неухоженные салоны и неоправданно высокую стоимость проезда.

Маршрутки в Краснодаре
Фото: Геннадий Дьячук

Мне в целом удобно добираться на работу, так как езжу я не по направлению пробок, утром и вечером пробки в другую сторону, да и выходить стараюсь в одном время, чтобы не ждать транспорт. Однако из-за того, что подавляющее большинство транспорта в Краснодаре – частники, то приходится требовать остановки, т. е. кричать через всю маршрутку, требовать чтобы открыли вторую дверь. Ну, а если отойти от моего маршрута вправо или влево, и поехать куда-то в другой район города – начинаются проблемы, если в этом районе нет трамвайной линии. Но даже если она есть, в час пик приходится набиваться как селедки в бочке, так как трамваев не хватает.

Кирилл Носков.

В целом городскому транспорту Кирилл ставит неудовлетворительную оценку.

Ставлю 2/10. 1 – за наличие транспорта и 1 за то, что он иногда удобен мне.

Кирилл.

Власти пытаются решать проблему, строя новые развязки и объездные пути, но не всегда это помогает глобально улучшить ситуацию. Власти покупают новые автобусы, но они не выдерживают климат региона, Например, ливни вносят свои коррективы в движение: краснодарцы знают — если начался дождь, то жди пробок. Отметим и начавшийся ремонт Тургеневского моста. На въезде и выезде образовались заторы.

Пробки в Краснодаре
Фото: Геннадий Дьячук

Жилье и застройка города

Краснодар уже несколько лет лидирует по темпам строительства жилья в России. Город предлагает огромный выбор недвижимости — от бюджетных студий в спальных районах до элитных пентхаусов в центре.

Однако бурное строительство порождает и серьезные проблемы. Новые ЖК растут как грибы, но инфраструктура за ними не успевает. Жители микрорайона Губернский годами ждут обещанные школы и детсады, в Фестивальном из-за уплотнения застройки во дворах не хватает парковок, а жители Западного обхода собирают подписи президенту с просьбой построить современную поликлинику.

Поликлиника в Краснодаре
Фото: Геннадий Дьячук

Кроме этого, Краснодар остается одним из самых дорогих городов юга: квадратный метр в новостройке в среднем стоит от 150 тыс. рублей, а в центре — от 250 тыс. Например, для покупки квартиры жителям Кубани придется копить 11 с половиной лет. А также аналитики озвучили сумму зарплаты для покупки двушки в Краснодаре в 2025 году. Такая сделка потребует от заемщиков стабильного и высокого дохода. По данным аналитиков, минимальный порог для одобрения ипотечного кредита на такую недвижимость составляет от 170 тыс. рублей в месяц.

Напомним, что на конец 2024 года средняя заработная плата в Краснодаре составляет около 75 700 рублей в месяц. Но все ли реально имеют эти деньги? Это как средняя температура по больнице.

Практически невозможно снимать жилье, не пододвигая все остальные свои потребности. 20 тысяч рублей в месяц за жилье на окраине города, от 30 и до 40 – в месте получше, средняя квартира с техникой. Вариантов, кажется, много, но достойных по соотношению цена и условия – буквально единицы. Что уже говорить о том, чтобы найти работу, или, наоборот, жилье, в шаговой доступности.

Кирилл Носков.

Краснодарец Валентин Доронин рассказал о срезе стоимости в ретроспективе, начиная с середины 10-х годов.

Я всегда снимал жилье в центре. В разные годы это стоило по-разному. Например, в районе Горогородов двушка в пятиэтажке выходила по 20 тыс. рублей, однушка в районе вокзалов выходила до 15 тыс. рублей, снимал и комнату в старом центре за 4 тыс. рублей. Что касается транспорта, мне удобно – езжу на трамвае по 45 минут туда и обратно, он ездит каждые 10 минут, иногда могу добираться на электричке.

Валентин Доронин.

Подтопления и вырубка деревьев

Вытекающей из темы о застройке города является тема зеленых зон, парков и озеленения улиц, а также отсутствие ливневок. Несмотря на идеальные условия для озеленения, деревьев в городе становится все меньше. От этого летом в городе начинается пекло. Солнце раскаляет дороги, машины и стены домов, и пройтись по улице без тени становится невыносимо жарко. Не стоит забывать также и том, что листья собирают пыль и вредные выхлопы с машин.

Срубленные деревья в парке Краснодара
Фото: Геннадий Дьячук

Краснодар мог бы быть зеленым и комфортным городом, но пока приоритет отдается бетону, а не деревьям. Без системного подхода к озеленению ситуация будет только ухудшаться. Без тени летом не прожить. Я не помню таких температур летом в детстве. Мы проводили лето на улице – никому не становилось плохо от пекла и духоты, а сейчас в городе не хватает воздуха, деревьев нет. Стало мало плодово-ягодных деревьев – вишни, айвы, жерделы, алычи, шелковицы. Сейчас это никому не надо – плоды просто опадают, гниют и создают неприятный запах.

Валентин Доронин.

Помимо зеленых насаждений, страдают и дороги: из-за плотной и местами хаотичной застройки ливневки не справляются с дождем. После ливней некоторые улицы города оказываются затопленными. Чаще всего это происходит в Музыкальном микрорайоне, но тонет, например, и Ростовское шоссе.

Обкорнанные деревья в парке Краснодара
Фото: Геннадий Дьячук

Кому в Краснодаре жить хорошо – не всем

На рекламных баннерах Краснодар выглядит идеальным местом для жизни: солнечный, динамично развивающийся, с растущей экономикой и обилием новостроек. Однако за лозунгами риелторов и красивыми афишами скрываются реальные проблемы, с которыми сталкиваются горожане каждый день. Бесконечные пробки, нехватка школ и детсадов, подтопляемые улицы, вырубка деревьев и точечная застройка, превращающая дворы в бетонные коробки, — все это реальность современного Краснодара. Да, здесь есть комфортные новостройки, но за их стенами часто начинается хаотичная городская среда с нехваткой инфраструктуры. К тому же, не многим по душе будет жить в 20-этажном «человейнике» коридорного типа с 10-ю квартирами на этаже.

Многоквартирник в Краснодаре
Фото: Геннадий Дьячук

Климат действительно приятный, но летняя жара усугубляется загазованностью, а зеленых зон становится меньше. Да, город растет, но порой ценой утраты уюта и экологии.

Краснодар — не райский уголок, а большой город со своими проблемами. Переезжать сюда стоит, лишь трезво оценив все плюсы и минусы города и свои финансовые возможности, не веря на слово глянцевой рекламе.

0
Комментарии0