Трасса Джубга – Сочи: что известно о строительстве самой сложной дороги в мире и самой дорогой в России
Трассу Джубга – Сочи называют беспрецедентным проектом. Ее стоимость составит свыше 1,5 трлн рублей и строительство станет самым сложным в мире. Почему так дорого, разбирался «Кубань Информ».
Трудный путь к морю
Маршрут, который сейчас соединяет поселок Джубга и Сочи, имеет множество изгибов и является довольно долгим. Автомобилистам необходимо проехать 170 км по жуткому серпантину, который способен утомить путешественников даже с самым крепким вестибулярным аппаратом.
Путь к Черному морю - испытание для всех. Фото: t.me/avtodorgk
Дорога занимает не менее 4 часов, а в пик курортного сезона в разы дольше. Причина в постоянных заторах около Джубги, Туапсе и Лазаревского. Порой путешественникам приходится тратить до 14 часов, чтобы добраться до Сочи. И это единственная автомобильная дорога к черноморскому курорту
Новая трасса без светофоров
Новая трасса длиной 130 км с мостами и тоннелями поможет сделать этот путь приятней и проще. Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, расстояние между Джубгой и Сочи сократится на несколько десятков километров, что также снизит время в пути до одного часа.
Дорога сократит время в пути от Джубги до Адлера с 7 до 1,5 часов! Это кардинально изменит экономику, даст толчок еще большему развитию Черноморского побережья, и его смогут посетить в два раза больше туристов.
Новая дорога будет фактически альтернативой уже существующей трассе А-147 «Джубга — Сочи», но будет пролегать немного дальше от побережья. На протяжении всего маршрута водителям не будут мешать светофоры и пешеходные зебры.
Предполагается, что время в пути от Горячего Ключа до Сочи составит максимум 2 часа. Таким образом, новая трасса обещает существенно улучшить дорожную ситуацию и комфорт передвижения для всех, кто отправляется на отдых.
Автомобилисты смогут преодолеть большие расстояния с максимальной эффективностью. Да и жизнь обитателей курортных городов станет проще. Ведь они избавятся от бесконечных пробок в туристический сезон, когда количество отдыхающих достигает предела.
Самая дорогая дорога на планете
Вопрос о необходимости создания новой автотрассы впервые подняли в 2018 году. В тот момент проект внесли в перечень предложений от министерств для привлечения инвестиций от бизнеса. Сумма, выделенная на эту трассу, выглядит действительно астрономической – 157 млрд рублей. Но не исключено, что конечная стоимость дороги будет намного выше.
Проект «Джубга — Сочи» обойдется примерно в 1,4 трлн руб., около 600 млрд руб. из которых будут взяты из внебюджетных источников.
Горы грызут уникальные тоннелепроходческие комплексы
Весной 2024 года работы стартовали. На обходе Адлера, являющегося частью проекта, уже засучили рукава бурильщики гор.
Уникальные тоннелепроходческие комплексы. Фото: t.me/avtodorgk
Для того, чтобы грызть словно сыр местные вершины, потребовалось 10 огромных тоннелепроходческих механизированных комплексов диаметром более 12 метров каждый. Эти гигантские машины облегчат труд горнякам.
Эта дорога является сверхсложным и единственным в мире проектом такого масштаба по сооружению тоннелей. Для их проходки применят уникальные тоннелепроходческие механизированные комплексы диаметром более 12 метров каждый. Строительство будет вестись в сложных стесненных условиях горной местности, с преобладанием горных расщелин, впадин, рек.
На территории села Высокое уже функционируют три буровые установки. Дополнительно две расположены в районе запланированной развязки с А-147 в поселке Кудепста, где произойдет соединение с тоннелем. В рамках обхода Адлера планируется создать два параллельных тоннеля общей длиной 12 км.
Дорога за пятилетку
Строительные работы проходят в непростых условиях. Учитывая сложность горного рельефа, насыщенного трещинами, углублениями и реками, можно с уверенностью сказать, что этот мегапроект является одним из самых трудных в мире.
Общая протяженность новой трассы от М-4 «Дон» до Сочи составит порядка 130 км. Могу сказать, что проект технически очень сложный и нам предстоит выполнить колоссальный объем работ. Продолжаем вести детальную проработку строительства.
Строить магистраль планируют поэтапно. Первоочередными участками стали обход Адлера и третья очередь обхода Сочи от Мамайки до Дагомыса. Работы будут идти без перерывов и к 2029 году их уже планируют завершить. Сложность строительных работ, высокие технологические решения и трудозатраты значительно увеличат стоимость проекта. Ожидается, что она превысит 1,5 трлн рублей, что сопоставимо с расходами на подготовку Сочи к Олимпиаде. Для сравнения: стоимость новой магистрали Москва – Казань длиной 810 км составила 900 млрд рублей.
Строить дорогу будут пять лет. Фото: t.me/avtodorgk
Кроме того, проезд по высокоскоростной трассе Джубга – Сочи будет платным. Госкомпания «Автодор», занимающаяся строительством дороги, пока не раскрывает расценки, однако решение о платности уже принято.