Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
Главный совет, который дают специалисты родителям: любите, поддерживайте своих детей и запаситесь терпением.
Что такое адаптация
Из чего складывается адаптация
Как проявляется адаптация
Что усугубляет процесс школьной адаптации
Сколько длится адаптация
Виды адаптации
Активная адаптация
Быстрая адаптация
Отложенная адаптация
Пассивная адаптация
Проваленная адаптация
Как облегчить адаптацию
На что еще стоит обратить внимание:
Домашние задания
Телевизор и компьютерные игры
Кружки и секции
Психологи подчеркивают: адаптация и радость — это разные вещи. Успешно адаптировавшийся ребенок вовсе необязательно будет рад перспективе ходить в школу ближайшие 11 лет и выполнять «домашку».
Что такое адаптация
Адаптация к школе — это в первую очередь приспсобление ребенка к его новому социальному статусу, процесс построения новых, качественно других, более серьезных взаимоотношений с окружением — тоже новым.
Это испытание для всех без исключения детей — как тихих, застенчивых, так и активных, не испытывающих проблем с коммуникациями; для тех, кто вообще не ходил в сад и тех, кто посещал дошкольное учреждение с удовольствием.
Фото: «Кубань Информ»
Из чего складывается адаптация
Процесс адаптации складывается из нескольких важных факторов:
Все эти факторы создают напряженный фон для ребенка, который затрагивает не только первое время обучения: при неудачном течении адаптации это напряжение может сказываться на учебе многие годы. Об этом подробнее чуть ниже.
Фото: «Кубань Информ»
Психологи подчеркивают: именно прохождение кризиса 6–7 лет является основным фактором готовности ребенка к школе. «Если ребенок пошел в школу до того, как перешагнул этот рубеж, адаптация наслоится на возрастные изменения и даст неблагоприятный результат. Это может выражаться как в затягивании процесса адаптации, так и в полном ее провале. В свою очередь, школьная дезаптация может привести к серьезной неуспеваемости», — говорит психолог Мария Сурыгина.
Как проявляется адаптация
Адаптация может проявляться в следующем:
«Родителям, на мой взгляд, важно знать, что именно происходит с ребенком и почему. Знание процесса и его причин помогает в принятии ежедневных решений, помогает быть более терпеливыми, с пониманием относиться к трудностям ребенка, доверять ему, когда он прямо или косвенно жалуется на них. Зачастую именно поддержка и понимание — главная помощь, которую мы можем оказать другому человеку», — комментирует специалист.
Фото: «Кубань Информ»
Что усугубляет процесс школьной адаптации
По словам психолога Оксаны Павловой, вероятность того, что первоклассник будет испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:
Сколько длится адаптация
По времени адаптация к школе вписывается в те же рамки, что и адаптация к саду, и в среднем длится от двух до шести месяцев. Как отмечают специалисты, это стандартный временный отрезок, в том числе и для взрослых людей, когда наша психика адаптируется к серьезным переменам.
Фото: «Кубань Информ»
Виды адаптации
Адаптация может проявляться и длиться по-разному, поэтому выделяют несколько ее видов.
Активная адаптация
Встречается довольно редко, проявляется активно и явно выраженно: в слезах, агрессивных реакциях, бурных протестах, попытках торгов. Но зато может длиться недолго — до двух недель.
Быстрая адаптация
На удивление встречается довольно часто: ребенок может легко и быстро подстроиться под изменения в своей жизни. Это не значит, что у него не будет никаких трудностей в общении с одноклассниками, учителями, и он будет хорошо и с желанием учиться. Это говорит лишь о том, что у него гибкая психика.
Отложенная адаптация
Наиболее распространенная форма. Поначалу первоклассник ходит в школу с энтузиазмом, ему все интересно, но затем адаптация начинает проявляться «по-классике» — в психических и соматических реакциях, причем может одновременно и в том, и другом. Острая фаза адаптации длится около двух недель с постепенно снижающейся интенсивностью.
Пассивная адаптация
Тоже одна из наиболее частых форм для первоклассников. Но родителям ее бывает сложно вычислить, потому что, как правило, она проявляется в поведении и самочувствии ребенка, которые не всегда можно связать именно со школьной адаптацией.
Что меняется:
Что появляется:
Сложность пассивной адаптации — и для самого ребенка, и для родителей — в том, что она может длиться по максимуму, — в течение всех шести месяцев.
Проваленная адаптация
Название говорит само за себя — это та адаптация, которая в силу разных причин была неуспешной. Причем в худшем случае она выльется в затяжной период плохого самочувствия ребенка и его негативного отношения к школе, который может растянуться на несколько лет. В худшем — в школьную дезаптацию, которая продлится все 11 лет обучения.
Фото:«Кубань Информ»
При адаптации к школе новую нагрузку получают все сферы деятельности: физическая, эмоциональная, социальная, интеллектуальная. Активному ребенку, привыкшему быть постоянно в движении, трудно усидеть на уроках. Привыкание к новому режиму может проявляться и в безудержно-буйном поведении, и в вялости, и в постепенно нарастающем бессилии.
Фото: freepik.com
Как облегчить адаптацию
В любом детском возрасте лучшими способами борьбы с физическим и эмоциональным стрессом были и остаются возня, беготня, визги, щекотки и другое «бесилово». Иногда именно такие активности (достаточно 10–15 минут, не дольше) помогают быстрее снять напряжение, нежели спокойные занятия и чтение перед сном.
Ну и, конечно же, объятия, поглаживания и поцелуи — их дети могут требовать много. Это тот самый возрастной «откат», который проходит под родительские возгласы: «Ну что ты как маленький!».
На что еще стоит обратить внимание:
Фото: «Кубань Информ»
Домашние задания
Помогайте ребенку со школьной программой и уроками, ведь ему тоже нужно адаптироваться к новой для себя интеллектуальной нагрузке. Если вы видите, что ему сложно, он явно переутомлен, делайте какие-то задания вместе с ним (пока при бо́льшем участии с вашей стороны), не добивайтесь от него быстрых и правильных ответов. Помогите ему научиться вовремя делать перерывы, переключаться на другие задачи, возвращаясь потом к предыдущим заданиям.
Понаблюдайте за ребенком, когда после школы его мозг наиболее активен, и постарайтесь подстроить под этот «график» выполнение домашнего задания.
«Обычно у нас мозговая активность идет волнами. У первоклашек тоже есть своя синусоида, и знание этого индивидуального режима сильно облегчит учебу дома. Когда ребенок на пике, он сделает задание легко и даже с интересом. Когда на спаде, то задание будет казаться очень трудным, начать работу будет сложно, хороший результат получить еще сложнее, а времени это займёт в два, а то и в три раза больше», — говорит Мария Сурыгина.
Фото: freepik.com
Телевизор и компьютерные игры
Как считают психологи, правило «сначала уроки — потом развлечения» — не всегда лучшая тактика. В небольших количествах развлечения в виде мультфильмов или компьютерных игр, напротив, помогают восстановить работоспособность мозга после нагрузки, которую ребенок получил в школе. Поэтому весьма полезным бывает сначала полчаса пострелять в монстров или посмотреть серию любимого мультика, а уже потом сесть за уроки.
Кружки и секции
Если речь идет о новых кружках и секциях, то специалисты не рекомендуют начинать такие занятия именно в сентябре, чтобы не перезагружать ребенка. Исключение составляют ситуации, когда в этот же кружок идут другие ребята из класса: в этом случае совместные занятия как раз сыграют положительную роль в социальной адаптации в новом коллективе.