go-to-kubango-to-kuban
/
/
Статьи

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Главный совет, который дают специалисты родителям: любите, поддерживайте своих детей и запаситесь терпением.

26.08.2024 - 11:05
9 минуты, 34 секунд
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Фото: «Кубань Информ»

Психологи подчеркивают: адаптация и радость — это разные вещи. Успешно адаптировавшийся ребенок вовсе необязательно будет рад перспективе ходить в школу ближайшие 11 лет и выполнять «домашку».

Что такое адаптация

Адаптация к школе — это в первую очередь приспсобление ребенка к его новому социальному статусу, процесс построения новых, качественно других, более серьезных взаимоотношений с окружением — тоже новым.

Это испытание для всех без исключения детей — как тихих, застенчивых, так и активных, не испытывающих проблем с коммуникациями; для тех, кто вообще не ходил в сад и тех, кто посещал дошкольное учреждение с удовольствием.

Первоклассники на школьной линейке 1 сентября
Фото: «Кубань Информ»

Из чего складывается адаптация

Процесс адаптации складывается из нескольких важных факторов:

  • Возрастной кризис 6–7 лет. Возраст противоречий, упрямства, категоричности, споров, желания вести себя, как взрослый, и невозможностью осуществить все свои «взрослые» желания в силу возраста и ограниченных ресурсов.
  • В этом возрасте происходит очередной этап формирования личности — «Я и социум». Ребенок начинает обращать внимание на существование широкого круга людей, знакомиться с иерархиями в социуме, правилами, которые он должен соблюдать, чтобы строить взаимоотношения с людьми. Открытие, что мир крутится не вокруг него, как он, возможно, привык считать, — не из приятных.
  • Ребенок попадает в принципиально новую среду общения, игры, которые были ведущей деятельностью, сменяются на учебу. Здесь важно пояснить, что смена ведущей деятельности с игровой связана не с необходимостью идти в школу. Это внутреннее изменение, которое, будучи замеченное педагогами, психологами предыдущих эпох, как раз и сформировало тенденцию отдавать детей на обучение ремеслу, профессии, а позднее — в школу именно в этом возрасте.
  • Примерно к семи годам у ребенка меняется тип мышления — с наглядно-образного на словесно-логическое, которое является основным типом мышления у взрослых людей. Окончательно, во всей своей функциональной полноте, словесно-логическое мышление формируется только к 13–15 годам. То есть, как мы понимаем, процесс этот не быстрый и сложный сам по себе.
  • Все эти факторы создают напряженный фон для ребенка, который затрагивает не только первое время обучения: при неудачном течении адаптации это напряжение может сказываться на учебе многие годы. Об этом подробнее чуть ниже.

    Первоклассники на уроке 1 сентября
    Фото: «Кубань Информ»

    Психологи подчеркивают: именно прохождение кризиса 6–7 лет является основным фактором готовности ребенка к школе. «Если ребенок пошел в школу до того, как перешагнул этот рубеж, адаптация наслоится на возрастные изменения и даст неблагоприятный результат. Это может выражаться как в затягивании процесса адаптации, так и в полном ее провале. В свою очередь, школьная дезаптация может привести к серьезной неуспеваемости», — говорит психолог Мария Сурыгина.

    Как проявляется адаптация

    Адаптация может проявляться в следующем:

  • неприятие ребенком происходящих с ним жизненных перемен;
  • нежелание идти в школу;
  • страх перед новым коллективом и учителем;
  • нарушение сна;
  • потеря аппетита;
  • повышенная утомляемость;
  • капризность;
  • агрессивные реакции;
  • повышенная возбудимость, активность.
  • «Родителям, на мой взгляд, важно знать, что именно происходит с ребенком и почему. Знание процесса и его причин помогает в принятии ежедневных решений, помогает быть более терпеливыми, с пониманием относиться к трудностям ребенка, доверять ему, когда он прямо или косвенно жалуется на них. Зачастую именно поддержка и понимание — главная помощь, которую мы можем оказать другому человеку»,комментирует специалист.

    Рюкзак на школьной парте
    Фото: «Кубань Информ»

    Что усугубляет процесс школьной адаптации

    По словам психолога Оксаны Павловой, вероятность того, что первоклассник будет испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:

  • В семье не соблюдается режим дня.
  • Родители уделяют мало внимания общению с ребенком, и в принципе семья мало проводит времени вместе.
  • Нет уважения к старшим.
  • Ребенок не приучен к самостоятельности, не помогает родителям, у него нет домашних обязанностей.
  • У ребенка не сформировано чувство ответственности за свои поступки.
  • Есть проблемы с поведением и послушанием.
  • Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками, не умеет вести диалог.
  • В семье не развита культура чтения, ребенок не любит читать.
  • Ребенок недостаточно подготовлен к школе.
  • В присутствии ребенка родители критикуют школу, учителей и школьную программу.
  • Сколько длится адаптация

    По времени адаптация к школе вписывается в те же рамки, что и адаптация к саду, и в среднем длится от двух до шести месяцев. Как отмечают специалисты, это стандартный временный отрезок, в том числе и для взрослых людей, когда наша психика адаптируется к серьезным переменам.

    Первоклассница и учительница стоят у школьной доски
    Фото: «Кубань Информ»

    Виды адаптации

    Адаптация может проявляться и длиться по-разному, поэтому выделяют несколько ее видов.

    Активная адаптация

    Встречается довольно редко, проявляется активно и явно выраженно: в слезах, агрессивных реакциях, бурных протестах, попытках торгов. Но зато может длиться недолго — до двух недель.

    Быстрая адаптация

    На удивление встречается довольно часто: ребенок может легко и быстро подстроиться под изменения в своей жизни. Это не значит, что у него не будет никаких трудностей в общении с одноклассниками, учителями, и он будет хорошо и с желанием учиться. Это говорит лишь о том, что у него гибкая психика.

    Отложенная адаптация

    Наиболее распространенная форма. Поначалу первоклассник ходит в школу с энтузиазмом, ему все интересно, но затем адаптация начинает проявляться «по-классике» — в психических и соматических реакциях, причем может одновременно и в том, и другом. Острая фаза адаптации длится около двух недель с постепенно снижающейся интенсивностью.

    Пассивная адаптация

    Тоже одна из наиболее частых форм для первоклассников. Но родителям ее бывает сложно вычислить, потому что, как правило, она проявляется в поведении и самочувствии ребенка, которые не всегда можно связать именно со школьной адаптацией.

    Что меняется:

  • аппетит, вкусовые пристрастия, стул;
  • характер сна;
  • скорость и качество усвоения новой информации.
  • Что появляется:

  • нервозность;
  • повышенная утомляемость;
  • жалобы на головную боль и боль в животе;
  • привязанность к привычным семейным ритуалам;
  • инфантильность, капризность, плаксивость;
  • ревность к другим детям в семье;
  • конфликты с родителями, причем больше похожие не на детские, а на подростковые.
  • Сложность пассивной адаптации — и для самого ребенка, и для родителей — в том, что она может длиться по максимуму, — в течение всех шести месяцев.

    Проваленная адаптация

    Название говорит само за себя — это та адаптация, которая в силу разных причин была неуспешной. Причем в худшем случае она выльется в затяжной период плохого самочувствия ребенка и его негативного отношения к школе, который может растянуться на несколько лет. В худшем — в школьную дезаптацию, которая продлится все 11 лет обучения.

    Первоклассница сидит за партой
    Фото:«Кубань Информ»

    При адаптации к школе новую нагрузку получают все сферы деятельности: физическая, эмоциональная, социальная, интеллектуальная. Активному ребенку, привыкшему быть постоянно в движении, трудно усидеть на уроках. Привыкание к новому режиму может проявляться и в безудержно-буйном поведении, и в вялости, и в постепенно нарастающем бессилии.

    Мама обнимает сына дома
    Фото: freepik.com

    Как облегчить адаптацию

    В любом детском возрасте лучшими способами борьбы с физическим и эмоциональным стрессом были и остаются возня, беготня, визги, щекотки и другое «бесилово». Иногда именно такие активности (достаточно 10–15 минут, не дольше) помогают быстрее снять напряжение, нежели спокойные занятия и чтение перед сном.

    Ну и, конечно же, объятия, поглаживания и поцелуи — их дети могут требовать много. Это тот самый возрастной «откат», который проходит под родительские возгласы: «Ну что ты как маленький!».

    На что еще стоит обратить внимание:

  • Режим сна. Скорее всего, он потребует перестройки. Наблюдая за ребенком в течение одной-двух недель, вы сможете скорректировать и подобрать для него индивидуальный режим.
  • Питание. Оно должно быть полноценным: белки, жиры, быстрые и медленные углеводы, клетчатка. По одной чайной ложке утром и вечером давайте смесь из перемолотых сухофруктов и орехов, смешанных с медом. Если в период школьной адаптации ребенок просит больше сладостей, в чем-то идите ему навстречу, но в меру и в не в долгосрочной перспективе.
  • Полка со школьными учебниками
    Фото: «Кубань Информ»

    Домашние задания

    Помогайте ребенку со школьной программой и уроками, ведь ему тоже нужно адаптироваться к новой для себя интеллектуальной нагрузке. Если вы видите, что ему сложно, он явно переутомлен, делайте какие-то задания вместе с ним (пока при бо́льшем участии с вашей стороны), не добивайтесь от него быстрых и правильных ответов. Помогите ему научиться вовремя делать перерывы, переключаться на другие задачи, возвращаясь потом к предыдущим заданиям.

    Понаблюдайте за ребенком, когда после школы его мозг наиболее активен, и постарайтесь подстроить под этот «график» выполнение домашнего задания.

    «Обычно у нас мозговая активность идет волнами. У первоклашек тоже есть своя синусоида, и знание этого индивидуального режима сильно облегчит учебу дома. Когда ребенок на пике, он сделает задание легко и даже с интересом. Когда на спаде, то задание будет казаться очень трудным, начать работу будет сложно, хороший результат получить еще сложнее, а времени это займёт в два, а то и в три раза больше»,говорит Мария Сурыгина.

    Рабочий стол школьника
    Фото: freepik.com

    Телевизор и компьютерные игры

    Как считают психологи, правило «сначала уроки — потом развлечения» — не всегда лучшая тактика. В небольших количествах развлечения в виде мультфильмов или компьютерных игр, напротив, помогают восстановить работоспособность мозга после нагрузки, которую ребенок получил в школе. Поэтому весьма полезным бывает сначала полчаса пострелять в монстров или посмотреть серию любимого мультика, а уже потом сесть за уроки.

    Кружки и секции

    Если речь идет о новых кружках и секциях, то специалисты не рекомендуют начинать такие занятия именно в сентябре, чтобы не перезагружать ребенка. Исключение составляют ситуации, когда в этот же кружок идут другие ребята из класса: в этом случае совместные занятия как раз сыграют положительную роль в социальной адаптации в новом коллективе.

    0