Николай Табашников: для краснодарского Молодёжного театра важен человек и разговор о нём

Директор краснодарского Молодёжного театра Николай Табашников в интервью «Кубань Информ» рассказал о том, почему в городе бурный всплеск театральных сцен, как бороться с перекупщиками билетов, как сделать так, чтобы на спектакли приходило больше зрителей.
— Николай Александрович, как вы оцениваете театральную жизнь Краснодара? Какова она, на ваш взгляд?
— Смотря о каком периоде говорить. Мне повезло, я застал разные времена. Например, когда везде говорили, что Краснодар — не театральный город. Это была середина 00-х годов. Уже в это время в Молодёжном театре работали ведущие режиссёры страны, выходили интересные спектакли. Постепенно театральная жизнь в городе росла, развивалась. Бурный всплеск случился где-то в 2014—2015 годах. К нашим дням в городе появилось 10 частных театров и 2 новых государственных, далеко не каждый регион может похвастаться такими показателями. Мне кажется, это хороший аргумент в пользу той версии, что театральная жизнь в городе развивается. Краснодар занимает прочное место на театральной карте страны, про наш город знают, пишут. У нас работают лучшие театральные режиссёры и художники России. Это касается не только Молодёжного театра.
— Как считаете, что стало причиной этого развития?
— Их несколько. Во-первых, оказывается поддержка театров государством. Во-вторых, сами краснодарские театры растут, повышается, качество спектаклей. Профессионально растут и театральные труппы. И, конечно, растёт наш зритель. В Краснодар приезжают новые жители, многие едут сюда из исконно театральных городов: из Новосибирска, где театральная культура очень развита, из Перми, Москвы, Санкт-Петербурга. У этих новых краснодарцев есть уже определённые театральные требования.
— Сейчас многие отрасли в городе и регионе жалуются на колоссальную нехватку кадров. А театр испытывает такой дефицит специалистов?
— У нас ситуация явно получше в этом плане. Стабильно раз в неделю я получаю два-три резюме от артистов, которые хотят служить в нашем театре. Мы, кстати, пополняем нашу труппу. Например, с этого сезона взяли двух молодых актёров — Егора Глазова и Марию Якубец. Ежели говорить про технических специалистов — светотехников, звукорежиссёров и т. д. У нас всё, слава Богу, укомплектовано, люди работают довольно давно, но у других театров, насколько я знаю, это проблема возникает. Периодически мне звонят с просьбами помочь найти специалиста по свету, по звуку.

— Не открою ни для кого секрета, если скажу, что ваш театр сейчас самый популярный в Краснодаре. У вас всегда аншлаги и билеты к вам очень сложно достать. Как вы считаете, в чём успех Молодёжного театра?
— Мы не воспринимаем эту ситуацию, которую вы обрисовали, как успех. Мы просто делаем своё дело честно и качественно. Что получается, то получается, мы очень рады отклику в наших зрителях.
— Театр начинался как ТЮЗ. Сейчас он называется Молодёжный театр.
— Мы и есть ТЮЗ, Молодёжный театр — это наше имя, бренд.
— Изучая репертуар Молодёжного театра, складывается впечатление, что ваши спектакли рассчитаны далеко не на молодёжь, а на серьёзного, уже достаточно взрослого и умудрённого опытом зрителя.
— Да, мы стараемся ставить глубокие спектакли, даже если это комедии. Делается это для того, чтобы завоевать умы в том числе и молодёжи. С подростками надо быть честными, с ними нужно разговаривать на сложные темы. Если ты начинаешь с ними заигрывать, фальшивить, упрощать, молодые люди очень экспрессивны, стоит один раз допустить с ними ошибку, и они могут поставить крест вообще на посещениях театра. Взрослый ещё может дать нам второй и даже третий шанс, подросток их не предоставит. Мне кажется, работая над материалом для молодых людей, надо работать как для взрослых. Мы стараемся делать такие спектакли, которые может смотреть человек и 14, 30 и 50 лет, и каждый будет находить для себя что-то своё, над чем ему можно будет задуматься, благодаря чему стать лучше. Согласитесь, когда ты читаешь в школе «Преступление и наказание», то видишь одно, когда перечитываешь в 20-30 лет – другое, а в более взрослом возрасте понимаешь уже иные смыслы, а ведь текст не меняется.
— Главный режиссёр Краснодарского театра драмы Арсений Фогелев сказал, что чем южнее регион, тем легче театр. Имелось в виду, что здесь, на юге, больше любят комедии и другие лёгкие жанры. Молодёжный театр ставит спектакли всё сложнее и сложнее. Они могут идти по 4 часа, как ваш недавний спектакль «Идиот». Тем не менее южный зритель к вам реже ходить не стал.
— Согласен с Арсением Владимировичем, есть такая тенденция. Но если говорить про комедии, их любят везде, спрос на них выше, чем на драмы, тем более, чем на трагедии. В то же время каждый жанр, каждый стиль, каждое направление находит своего зрителя. Я сторонник того, чтобы театр был разным, были и комедии, и драмы, и трагедии, чтобы были и спектакли полегче, и спектакли, где надо подумать и решить загадки, ребусы. Главное — делать своё дело честно, качественно, искренне, тогда это найдёт отклик в сердцах зрителя.

— Складывается впечатление, что Молодёжный театр вообще не пытается угодить зрителю, заигрывать с ним. Кажется, что вы выбрали позицию: «Мы так играем, ваше право выбирать: принимать нас или нет». Это так?
— Непростой вопрос. Зритель, конечно, для нас важен. Без зрителя театр немыслим. В то же время в какую-то бульварщину мы действительно не скатываемся, даст Бог, и не дойдём до этого. Мы всегда стараемся работать с произведениями серьёзными, с классикой, либо с очень качественной современной драматургией. Для нас важен человек и важен разговор про человека. Конечно, мы обращаем внимание на зрителя. Но если, скажем, зритель попросит нас сделать спектакль по произведению, скажем, Дарьи Донцовой, как бы он нас не уговаривал, мы на это не пойдём.
— В государственных театрах есть спектакли, которые спускаются сверху. Мне кажется, что в этом плане вы тоже отличаетесь от других. Судя по вашей афише, вы свободны в формировании репертуарной политики. Это так?
— У нас прекрасное взаимопонимание и полное доверие с нашим учредителем. В то же время мы отдаём себе отчёт в том, что мы государственный театр и обязаны следовать не только тенденциям искусства и театрального дела, а также должны отвечать на запрос населения и государства. В этом году было 80-летие Победы. Могли бы мы стоять в стороне от этого праздника? Нет, не по гражданской позиции, не по позиции того, что мы государственный театр. Поэтому, наши артисты работали на городских мероприятиях 9 мая. В самом театре был поставлен спектакль «Помни». На мой взгляд, это любопытная работа, потому что мы попытались обратиться к материалу, с которым практически ещё никто не работал. Взяли поэму «Реквием» Роберта Рождественского и музыку композитора Микаэля Таривердиева. Причём режиссёр нашёл такую мелодию, которая нигде не издавалась. Обратились к краснодарскому джазовому оркестру под руководством Ильи Филиппова. Музыканты записали и передали нам фонограмму, которую мы используем в спектакле. Получилась любопытная коллаборация музыки и драматического театра.
— Власти Краснодара и Краснодарского края часто приходят в Молодёжный театр?
— Конечно часто, ведь мы городской театр. Сейчас к нам на спектакли регулярно ходят люди из администрации края и города, министерств, ведомств. Они приходят к нам и как чиновники, помогают словом и делом, и как обычные зрители — для того, чтобы посмотреть спектакль, погрузиться в тот мир, который мы создаем у себя на сцене.

— Достать билеты в Молодёжный театр — большая проблема. Ещё на этом спросе наживаются спекулянты. Как вы решаете этот вопрос?
— Да, это проблема. Мы не первые, кто с этим сталкивается. Москва, Санкт-Петербург с этим борются давно. Там смогли добиться внесения поправок в кодекс об административных нарушениях. Теперь за перепродажу театральных билетов можно получить штраф. Но спекулянтов это, к сожалению, не очень останавливает. В столице решили бороться с этим перейдя на продажу билетов по паспорту. Это наиболее действенный метод. Мы эту идею тоже рассматриваем, но пока не хочется к ней приходить, потому что это доставит большие неудобства нашим зрителям: им придётся брать в театр паспорт, стоять в очередях, потому что сверка билета с документом будет занимать больше времени для капельдинеров. К тому же кто-то покупает билет в подарок, кто-то ещё не знает с кем точно пойдет, много других ситуаций. Пока мы приняли более мягкие меры, но они дают результаты: 50% билетов отдаём в онлайн-продажу (на сайте театра и на сайте Афиша) и 50% в кассу.
— Сколько зрительских мест в зале театра?
— В продажу идёт 132 места.
— Почему в других театрах чем ближе к сцене, тем дороже стоят места, у вас же все билеты по одной цене?
— Как правило, у других это связано с тем, что с определённых мест лучше видно и слышно. В нашем театре везде хорошо и слышно, и видно.
— Если в театре всегда аншлаг и сохраняется высокий спрос на спектакли, почему Краснодарское творческое объединение «Премьера» не рассматривает вариант переезда театра в здание, где будет больше зал, а может даже несколько залов?
— Понимаете, просто взять и перенести наш спектакль, скажем, в тысячный зал не получится. Сейчас у нас камерная сцена и спектакли создаются с учётом этой специфики. Постановки, рассчитанные на большие залы, делаются другими инструментами, другими средствами. Единственное, что нас спасёт и о чем мы мечтаем — вторая сцена, вторая площадка, филиал в Краснодаре. Он благотворно скажется и на труппе, потому что с двумя площадками можно будет балансировать с загруженностью актёров. Мы сможем показывать больше спектаклей и большее количество зрителей сможет к нам прийти.
— Сегодня, 13 ноября, Молодёжный театр покажет премьеру — спектакль «Вишнёвый сад» по пьесе Антона Чехова. Также вы говорили, что 24 декабря 2025 года выйдет спектакль «Лёд растает» по пьесе Ковалевой. Можете открыть секрет, какие спектакли ещё планируете поставить в ближайшее время?
— Планируем выпустить сперва эти, это очень большой объём работы, а дальше – время покажет.
Ранее актёр Краснодарского молодёжного театра Алексей Суханов рассказал о своём творческом пути, театральной жизни города и успехе.
