Статьи

Сколько времени своей жизни мы стоим у светофора

5 августа — Международный день светофора.

05.08.2024 - 13:40
6 минуты, 45 секунд
Сколько времени своей жизни мы стоим у светофора

Фото: «Кубань Информ»

Читай актуальные новости в телеграм-канале Кубань Информ

Изобретению автоматического светофора мир обязан Гэррэту Моргану. Его техническое новшество, по сути, утверждало один из принципов демократии: перед законом все равны.

Сейчас этот исторический факт кажется по меньшей мере удивительным, но в ту пору, когда знаменитый автомобиль Генри Форда Ford model T был поставлен на конвейерное производство и начал покорять мир, до развития полноценной инфраструктуры для автомобилей еще было далеко: не было не только скоростных автомагистралей, но и светофоров. Функции последних выполняли регулировщики и загружены они были по полной. Поэтому изобретение автоматического светофора стало поистине революционным и эволюционным в развитии автомобильного движения.

Первые прообразы светофоров

Попытки регулировать уличное движение предпринимались еще в стародавние времена. Так, в 700-е годы до нашей эры в Древнем Вавилоне роль светофоров в вечернее время выполняли регулировщики с коромыслами на плечах. На концах коромысла были чаши: по одной версии, на них были установлены сосуды с горящей нефтью, по другой — тыквы с минералами красного и зеленого цветов.

С помощью таких приспособлений регулировалось движение колесниц по улицам города.

Считается, что первый светофор появился в Лондоне в 1868 году. Устройство было установлено на перекрестке у здания Палаты общин для регулировки движения экипажей и пешеходов. Оно управлялось вручную приставленным к нему полицейским и имело две семафорные стрелки. Поднятые горизонтально, они означали сигнал «стоп», а опущенные под углом 45 градусов — «движение с осторожностью». Ночью вместо стрелок работали газовые фонари красного и зеленого цвета.

Спустя год после установки светофора один из его газовых фонарей взорвался и серьезно поранил осколками полицейского. Это происшествие послужило веским основанием для выпуска правительственного указа, запрещавшего применять подобные устройства. И о светофорах забыли почти на полвека.

До изобретения светофоров — таких, какими мы их знаем, полицейские были вынуждены регулировать движение вручную. Для этого использовались жезлы, специальные таблички на большом шесте и даже фонари на груди.

Светофор на улице Нью-Йорка
Фото: unsplash.com

Первые электрические светофоры

В 1910-м американский изобретатель Эрнст Сирин представил первую электрическую систему регулирования дорожного движения: таблички с надписями Stоp и Prоceed попеременно запрещали и разрешали движение. Но эта система не предусматривала подсветки, что затрудняло ее использование в темное время суток.

В 1912 году американец Лестер Вайр сконструировал электрическое устройство с сигналами красного и зеленого цвета. Но свое изобретение он так и не запантетовал.

В 1914 году было разработано новое устройство — с двумя электрическими фонарями, которые при переключении издавали звуковой сигнал.

Первый такой светофор появился в Кливленде в 1914 году. Он управлялся полицейским, сидевшим в специальной будке. Но по иронии судьбы в то время машин в городе было еще не так много, и хватало регулировщиков, поэтому ценность изобретения не оценили в полной мере ни власти Кливленда, ни его жители.

А вот в Детройде в 1920-м году светофоры были уже насущной необходимостью из-за хаотичного движения транспорта и огромных пробок. Там первый светофор был установлен по инициативе руководителя полиции Детройда Уильяма Поттса. Более того, он вложил в это свои личные средства. Устройство появилось на одном из оживленных перекрестков города. У этого светофора было уже три световых сигнала — красный, желтый и зеленый, и он служил предупреждением как для водителей, так и для пешеходов.

В том же году 1920-м полуавтоматические светофоры были установлены в Нью-Йорке, где они наглядно продемонстрировали свою эффективность: дорога в час пик по главной городской улице Пятой авеню сократилась с 40 минут до 10 минут.

Сами американцы прозвали светофоры пробочными башнями. У этих «башен» были два ключевых недостатка. Во-первых, они стояли в центре перекрестка и ограничивали движение. Во-вторых, для регулировки светофора по-прежнему требовался человек. Так, по статистике, в середине 20-х годов около 10% всех нью-йоркских полицейских были приставлены к светофорам.

Красно-желтый сигнал светофораФото: unsplash.com

Кто изобрел первый автоматический светофор

Первый автоматический светофор, который сам переключал сигналы, сконструировал Гэррэт Морган. Свое изобретение он запатентовал в 1923 году. Примечательно, что в объяснительной записке к патенту Морган указал, что это устройство позволяет определять очередность проезда перекрестка, делая этот процесс «независимым от персоны, сидящей в автомобиле».

Еще интересен факт, что в 1923 году в США в общей сложности использовалось около 50 различных типов светофоров. Но изобретение Гэррэта Моргана оказалось настолько простым и удобным, что со временем вытеснило все остальные.

Когда светофоры появились в России

Первые светофоры в России появились в 1930 году в Москве и Ленинграде. Поначалу устройства не были унифицированы и выглядели по-разному. Например, на московских светофорах зеленый сигнал располагался вверху, на ленинградских — внизу.

Только в 1959 году, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, все светофоры в стране были унифицировали.

Пешеходы стоят в ожидании зеленого сигнала светофора
Фото: «Кубань Информ»

В 1960-х годах в России появились светофоры для пешеходов. Устройства были похожи на разработку Эрнста Сирина и представляли собой две секции с лампами и надписями «стойте» (красная) и «идите» (зеленая). Позднее их заменили на модели с «человечками».

В 1990-х годах в стране появились светодиодные светофоры. Саров стал первым городом, где их массово ввели в использование.

Автомобили движутся по полосе
Фото: unsplash.com

Несколько интересных фактов о светофорах

  • В Пхеньяне, столице КНДР, автоматические светофоры появились только в 2010 году. До этого их заменяли девушки-регулировщицы. Причем для получения этой должности девушки проходили серьезный отбор.
  • У первых светофоров в Японии вместо зеленого цвета был синий. Но со временем выяснилось, что глаз человека значительно лучше воспринимает зеленый цвет, нежели синий.
  • Самый большой в мире светофор можно увидеть в Лондоне на площади у Канарского причала. Хотя правильнее его было бы назвать светофорным деревом. Высотой 8 метров, оно состоит из 75 светофоров, управляемых одним компьютером. «Дерево» не регулирует движение, а символизирует собой победу «трех огней» над дорожным хаосом.
  • Мировой стандарт расположения цветовых сигналов на светофоре — красный сверху, желтый в центре, зеленый внизу. Приняли его для того, чтобы люди, способные различать только яркие цвета и некоторые оттенки, могли спокойно переходить улицу без риска для жизни, зная, где какой сигнал находится на светофоре.
  • Но среди дальтоников есть люди, которые не различают зеленый и красный цвета. Чтобы цвета было проще отличать друг от друга, современные светофоры имеют оранжевый оттенок красного сигнала и синий оттенок зеленого.
  • В американском городке Сиракьюс, где проживают в основном потомки ирландцев, есть единственный в мире светофор, где зеленый сигнал расположен вверху, а красный, наоборот, внизу. Изначально, в 1925 году, светофор был установлен в стандартном виде. Но каждый день в нем выбивали стекла: для ирландцев было оскорбительно, что зеленый цвет, символизирующий их историческую родину, находился ниже красного цвета, который ассоциировался с Великобританией. Спустя три года городские власти сдались и расположили эти цвета в другом порядке.
  • В Рио-Де-Жанейро с 2005 года официально разрешено с 22.00 до 05.00 игнорировать красный сигнал светофора. Это связано с высоким риском ограбления в случае остановки на пустынных перекрестках.
  • В Праге есть светофор, работающий исключительно для пешеходов. Он установлен между домами, проход между которыми составляет всего 70 см. Светофор регулирует движение, чтобы идущие с разных концов улицы прохожие не сталкивались друг с другом.
  • Ученые подсчитали, что жители крупных мегаполисов тратят около полугода своей жизни на ожидание зеленого сигнала светофора.
  • 0
    Комментарии0