Детсады и школы, дороги и трамваи: итоги трёхлетней работы главы Краснодара

В минувшее воскресенье, 9 ноября, исполнилось ровно 3 года с тех пор, как Евгений Наумов вступил в должность главы Краснодара. За этот, казалось бы, небольшой срок административный центр Кубани коснулись перемены. «Кубань Информ» пообщался с политологом и депутатом ЗСК и попросил их подвести итог трёхлетней работе градоначальника.
«Ключевое достижение Наумова на посту мэра Краснодара заключается в том, что он взял на себя ответственность за город и достойно выдерживает все испытания, которые выпадают на краевой центр как на развивающийся мегаполис. Самое тяжелое, что все нынешние процессы решения проблем долгосрочные, многоэтапные. Это и введение в эксплуатацию социальных объектов, и попутное планирование развития города, чтобы не вернулся хаос при дальнейшей застройке, обновление инфраструктуры, где это уже возможно. Попутно идёт проработка путей обновления коммуникаций там, где пока возможностей нет. Всё это колоссальный объём работы, требующий ежедневного погружения, осведомленности во всех процессах. Это серьёзный труд, с которым Наумов всё это время справляется. Полагаю, это тот самый мэр, который и нужен Краснодару на данный момент, чтобы сохранить статус привлекательного и перспективного города»,
— считает политолог Ольга Грабовец.
Как многократно сообщает пресс-служба администрации города, одна из главных заслуг Наумова — кардинальный перелом в ситуации с нехваткой социальной инфраструктуры. За 3 года в Краснодаре было построено 80 социальных объектов, в том числе 26 школ и 49 детских садов, а также новые учреждения здравоохранения и спортивные комплексы.
Подход к градостроительной политике был значительно пересмотрен. Как сообщает пресс-служба мэрии, Краснодар уходит от хаотичной застройки, характерной для прошлых лет, переходя к принципу: соцобъекты раньше жилых комплексов. Это стало возможным благодаря внедрению договоров комплексного развития территорий, по которым застройщики берут на себя обязательства по созданию полноценной инфраструктуры. Таким образом, горожане получают не просто квадратные метры, а школу и детский сад рядом с жильём, а также благоустроенные зеленые зоны. Для успешного контроля за этим процессом, Краснодар одним из первых в России принял Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования.
Пробки стали настоящим бичом Краснодара, который за последние 15 лет вырос вдвое по числу жителей. Наумов сделал решение транспортного вопроса одним из своих приоритетов, о чем свидетельствуют и следующие цифры:
-
·По проекту «Безопасные дороги» в 2023–2024 годах отремонтировали 86 участков общей протяжённостью 124 км.
-
Из городского бюджета отремонтировали 9 участков дорог и построили 36,68 км тротуаров на 50 участках.
-
Выполнили строительно-монтажные работы на 12 участках улично-дорожной сети протяженностью 9,9 км.
Помимо собственно ремонта, идёт работа над созданием новой инфраструктуры:
-
Проложили 5 км нового трамвайного пути по улице Московской.
-
В планах строительство новых трамвайных веток на Западный Обход, в микрорайон Гидростроителей и в сторону посёлка Индустриального.
-
Дан старт программе «25/35» по ремонту 27 объектов дорожной сети.
-
Начался ремонт Тургеневского моста.
-
Запущена реконструкция Западного Обхода и улицы Есенина.
-
Начали строительство двухуровневой развязки на Тихорецкой-Володарского-Шевченко. В мэрии сообщают, что это самая масштабная дорога в городе за последние 17 лет.
По информации мэрии, за 3 года Краснодар получил 60 новых троллейбусов, 23 электробуса с 11 зарядными станциями, 75 новых трамваев и 137 новых автобусов. На регулируемый тариф переведены 17 маршрутов. В городском департаменте транспорта уверяют, что повышает качество обслуживания.
Свою оценку деятельности главы Краснодара дал Андрей Дорошев, председатель комитета Законодательного собрания края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства, социально-экономического развития территорий и информационной политики.
«У ЗСК налажена конструктивная работа с нынешней администрацией Краснодара. Мы провели с ней два круглых стола, дали рекомендации по работе городским властям, сейчас они выполняются. Конечно, в большом городе большая жизнь, особенно в миллионнике: всегда найдутся недовольные, всегда будут какие-то нарекания, но важно, чтобы городские власти на них реагировали, чтобы была обратная связь. Со стороны Наумова я эту связь вижу, он регулярно общается с краснодарцами. Вот недавно была его встреча с жителями станицы Елизаветинской. Так что у меня каких-то серьезных претензий к работе градоначальника нет»,
— рассказал Дорошев.
Как сообщили в администрации города, сейчас в западной части Краснодара строится ливневой коллектор к реке Осечки, готовность которого составляет около 80%. Продолжается строительство 20-го фекального коллектора в Прикубанском округе, который обеспечит отвод стоков от активно развивающихся районов.
Благоустройство и озеленение также находятся в фокусе внимания, о чем говорят и следующие цифры, предоставленные мэрией Краснодара:
-
Создано 7 новых зелёных территорий и благоустроено 24 существующих.
-
Среди крупнейших новых объектов — сквер «Изумрудный» (4,4 га) и бульвар Николаевский (8,2 га).
-
На месте бывшего авторынка при участии инвестора создана Событийная площадка и благоустроенная набережная с парком площадью более 6 га.
Приняты новые правила к оформлению и размещению рекламных конструкций для формирования единого визуального стиля. Краснодар также стал одним из первых городов страны, кто ввёл запрет на иностранные вывески, подчёркивая культурную самобытность краевого центра.
Наумов встречается с жителями Краснодара: в Музыкальном микрорайоне, посёлке Российском, Новознаменском, станицах Елизаветинской и Старокорсунской. Благодаря этому, Музыкальный, который ранее называли «краснодарским гетто», получил трамвайную ветку, реконструкцию улицы Есенина и новую технику для борьбы с подтоплениями.
Развиваются международные связи Краснодара: только за последние 2 года подписано 3 побратимских соглашения с городами Китая, Армении, Белоруссии и Республики Сербской. Взаимодействуя с 16 иностранными муниципалитетами из Китая, Абхазии, Австрии, Армении, Белоруссии, Ирана, Нигерии, Мадагаскара, Боснии и Герцеговины и Узбекистана, Краснодар делится опытом развития города-миллионника с коллегами из других регионов и стран.
Мэр Краснодара борется с «серыми мусорщиками» и улучшает уличное освещение. Он встречается с людьми по вопросам подключения газа и воды, как было в мае этого года в посёлке Пригородном. На встрече с жителями глава города отметил, что на многих участках уже строят дома, внутри территории провели электричество, строят подводящие линии.
Не оставлены без внимания и проблемы муниципальных приютов для животных: один из таких с июня 2025 года функционирует в посёлке Берёзовом. Животных туда привозят с городских улиц, а отлавливают специальные бригады. Ранее Наумов просил краснодарцев ответственно относиться к своим питомцам, чтобы количество бездомных животных не увеличивалось.
За 3 года Краснодар обрёл собственный туристический бренд, презентованный на международной выставке «Россия». Это свидетельствует о планомерной работе по развитию туристического потенциала города. Для решения кадрового вопроса в образовании внедрены серьёзные меры поддержки: компенсация за ипотеку для педагогов, сумма которой была увеличена, а также целевое обучение молодых специалистов для школ и детских садов.
За 3 года Наумов продемонстрировал способность к решению масштабных задач, создав предпосылки для системного развития города, сфокусировавшись на социальной справедливости в градостроительстве и модернизации транспорта. Но в процессе интенсивного развития неизбежно возникают спорные вопросы, которые вызывают живой отклик и разногласия среди граждан. Одной из наиболее резонансных тем, которая до сих пор вызывает вопросы и дискуссии в обществе, является ситуация вокруг строительства храма в Юбилейном микрорайоне. Также общественность волнуют отдельные вопросы, связанные с точечной застройкой, сохранением зелёных зон и реализацией ряда крупных проектов.
Напомним, что мэр Краснодара отправился в Москву, чтобы найти решения для развития дорог и транспорта.
