Статьи

Удастся ли сдержать рост цен на топливо в Краснодарском крае?

В регионе серьёзно повысилась стоимость ГСМ.
24.11.2025 - 10:03
2 минуты, 46 секунд
Цена на автозаправках

Фото: «Кубань Информ»

Читай актуальные новости в телеграм-канале Кубань Информ

Кубань дороже России?

Согласно последним данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), средняя потребительская цена на автомобильный бензин в России с 11 по 17 ноября 2025 года составила 65,21 рубля за литр. Разбивка по маркам демонстрирует следующие показатели: АИ-92 — 62,1 рубля, АИ-95 — 67,21 рубля, а АИ-98 и выше — 88,01 рубля. Дизельное топливо в среднем по стране продавалось по цене 74,8 рубля.

Однако Краснодарский край демонстрирует заметное превышение этих показателей, а также устойчивый рост даже в рамках недельной динамики.

Таблица с динамикой цен на топливо на Кубани
Скриншот

Как видно из таблицы, средняя цена на бензин в крае — 66,25 рубля за литр — выше общероссийской на 1,04 рубля. Наибольший разрыв наблюдается по АИ-95, который на Кубани дороже федерального показателя на 2,10 рубля. Популярный АИ-92 также стоит дороже на 1,06 рубля.

Ожидаемым исключением стало дизельное топливо. Оно в регионе стоит 70,94 рубля, что, напротив, на 3,86 рубля дешевле, чем в среднем по России (74,8 рубля). Это коррелирует с более ранними данными Росстата за сентябрь 2025 года: тогда АИ-92 стоил 61,16 рубля, АИ-95 — 67,5 рубля, АИ-98 приближался к 87 рублям, а дизель на Кубани был дешевле, чем в целом по России, и стоил 68,5 рубля за литр.

Почему Юг?

Инфляционный скачок на рынке топлива не является новостью для 2025 года. Тем не менее, Южный федеральный округ, и в частности Краснодарский край, ощутили его острее из-за специфических факторов. Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве России, в комментарии для «Кубань Информ» объяснил корни проблемы.

«Если мы говорим про розничные цены на бензин, то рост стоимости и в 2024 году, и в 2025 году для конечных потребителей на АЗС оказался выше уровня инфляции. Цены с начала нынешнего года к середине ноября выросли примерно на 12%, в то время как инфляция составляет примерно 6%. Стоимость дизельного топлива также растёт и может обогнать уровень инфляции, хотя сейчас они примерно на одном уровне»,

— считает эксперт.

По мнению Юшкова, причиной стал комплекс факторов. Прежде всего это сокращение выплат по демпферу. Демпфер высчитывается как разница цен на внешних рынках и той ценой, которую устанавливает государство — индикативная цена, так называемая.

«Нефтепродукты в прошлом году стоили дороже, а в 2025 году разница между внутренней и внешней ценой сократилась, соответственно, сократились и выплаты по демпферу, примерно на 50%. Это создало условия для нефтяных компаний, чтобы они попытались добрать недополученные выплаты из бюджета с рынка. Дальше подключился дефицит топлива просто от того, что очень большой объём потребления — и здесь выступают характерные черты как для Краснодарского края, так и в целом для Юга России. Сюда очень много людей едут, очень активный автомобильный сезон, внутренний туризм, опять же развивается. Бензина мы производим меньше, чем дизеля: в обычный год только 10-15% от произведенного бензина мы экспортируем, остальное на внутреннем рынке потребляем. И год от года потребление только растёт. А дизельного топлива мы около 50% экспортируем. К тому же с августа возобновились украинские удары по российским НПЗ, что тоже создало напряженность: как раз когда на пике потребление, июль–август, мы и так мало экспортировали, так ещё и внеплановый ремонт начался».

— объяснил Юшков.

Именно это сочетание причин привело к росту цен на бирже и, как следствие, к дефициту на независимых АЗС, полагает эксперт.

«Когда мы видим заправки, где нет бензина, но есть дизельное топливо, это не значит, что бензина нет как такового, это значит, что на бирже цены поднялись, и вот независимые АЗС, которые приобретают топливо на бирже, перестали это делать, просто потому что находились в убытках. Когда они покупали раньше по высоким ценам на бирже, в розницу им не давали повышать цены, ну или же они конкурировали с крупными компаниями, с их заправками — потребители просто к ним не приедут, если цены повысить»,

— заявил эксперт.

Юшков добавил, что антимонопольные органы отслеживали ситуацию, независимые игроки, «чтобы не нести убытки, просто перестали покупать на бирже и продавать в розницу».

Цены стабилизируются?

Несмотря на рост цен, министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края недавно высказывало достаточно оптимистичный взгляд на ситуацию. По утверждению ведомства, «поставщики продолжают бесперебойно обеспечивать регион топливом». В ведомстве заверили, что в настоящий момент «нет проблем с бензином, дизельным топливом и газом». Юшков также подтверждает начало стабилизации.

«Сейчас пошёл откат: вот уже две недели подряд Росстат фиксирует снижение в рознице цен на бензин, чего давно не было, — это как раз следствие того, что на бирже цены упали и независимые АЗС могут позволить продавать дешевле. Впрочем, я не думаю, что это какая-то устойчивая тенденция и существенно дешеветь топливо, к сожалению, не будет: всё это происходит в основном за счёт того, что просто автомобильный сезон закончился и потребление существенно снизилось»,

— считает эксперт.

Правительство России, в свою очередь, предпринимало шаги по нейтрализации дефицита, включая разрешение импорта (убрали импортную пошлину) и разрешение использовать присадки для производства большего объема высокооктанового бензина. Хотя, как отметил Юшков, «масштабного импорта бензина так и не произошло», эти меры были направлены на стабилизацию рынка в случае усугубления дефицита.

Повлечёт ли рост цен на топливо удорожание проезда?

Рост цен на топливо неизбежно заставляет задуматься о стоимости проезда в общественном транспорте. Вопрос о возможной зависимости между ценами на бензин и тарифами на проезд был задан Ивану Петрову, главе Союза транспортников Кубани.

«Здесь нельзя дать однозначный ответ, потому что на стоимость проезда влияют разные факторы, помимо цен на топливо. Влияют ли цены на бензин на стоимость проезда? Разумеется, но влияют не прямо здесь и сейчас, тут нет прямой зависимости»,

— ответил Петров.

Глава Союза транспортников Кубани уверен, что в настоящий момент «какого-то аномального роста цен нет, есть достаточно стандартная инфляция». Однако он признал, что она будет учтена при следующей индексации.

«Данная индексация происходит раз в год, когда перевозчик пересматривает стоимость проезда, и, конечно, стоимость топлива входит в число факторов, влияющих на повышение цен, хотя пока неясно, как повлияет на рост цен конкретно это обстоятельство»,

— пояснил Петров.

Он также обратил внимание на то, что рентабельность бизнеса разная в каждом городе, несмотря на схожие цены на солярку или запчасти.

«Так в Краснодаре, например, из-за пробок одна из самых низких скоростей движения транспорта (18 км/ час против 30/км в час в Москве) — следовательно, автобус сделает меньше рейсов, перевезёт меньше пассажиров, что скажется и на рентабельности тоже»,

— заметил эксперт.

Напомним, что заметно выше среднероссийских оказались цены на топливо на Кубани.

0
Комментарии0