Мусорная реформа по-кубански
С 1 января 2020 на Кубани с мусором начали обходиться по-новому
20.01.2020 - 15:42
7 минуты, 48 секунд
С 1 января 2020 на Кубани с мусором начали обходиться по-новому
Традиционные схемы вывоза внезапно оказались неактуальными, те, кто вывозил мусор раньше, вывозить права не имеют, а те, кто должен это делать оказались не готовы. Так в Краснодарском крае началась мусорная реформа. О переполненных баках и кучах мусора во дворах писать не станем. Во-первых, вы все видели своими глазами, а во-вторых - это только следствие глобальной проблемы. О ней и поговорим.
Ты помнишь, как всё начиналось
О необходимости перехода на новую систему обращения с отходами говорили уже давно. В 2018 году это была, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем. Регионы готовились к старту «мусорной реформы» с 1 января 2019. Спешно рисовались территориальные схемы (проще говоря, откуда и куда будут возить мусор), просчитывались тарифы с тем расчетом, чтобы население не возроптало, и, конечно же, подыскивались те, кто возглавит реализацию реформы на местах. Так называемые региональные операторы.
Задача последних - организовать не только сбор мусора, но и выделение полезных фракций для дальнейшей переработки. Именно это и было одним из оснований новой реформы - сортировка мусора не только вернет в экономику вторичное сырье, но и позволит улучшить экологию.
Как-то само собой предполагалось наличие станций по сортировке поступающего мусора и заводов его перерабатывающих. В значительной части регионов так оно и получилось.
Кубань выглядит несколько особняком.
Хотели как лучше
Изначально регион планировалось поделить на 11 зон ответственности региональных операторов. То есть одна компания должна была отвечать за одну зону. Готовилась и территориальная схема работы с отходами. В июле пресс-служба краевой администрации распространила сообщение о готовности схемы к концу года, однако пока этого документа так и не появилось.
Пожалуй, самым главным в реализации мусорной реформы на Кубани должен был ввод новых современных полигонов, причем не только для захоронения мусора, но и переработки отходов. Власти заявляли о строительстве 11 таких полигонов. К началу реформы не построено ни одного.
Больше того, в 2020 году по данным с сайта министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края в текущем году должны быть закрыты 2 действующих полигона.
Надо отметить, что с новыми технологиями в обращении с мусором региону в последнее время не везет. В 2018 году готовился проект строительства современной мусоросжигательной станции в Сочи, куда должны были поступать отходы из Сочи, Туапсинского района и Геленджика. Побочным продуктом сжигания мусора ( практически без вредных выбросов) становилась выработка электроэнергии. Но проект так и остался проектом.
Пока гром не грянет
Весь 2019 год администрация края рапортовала о подготовке к запуску реформы к середине 2020 года. К тому времени и региональные операторы отыщутся, и территориальная схема пройдет все согласования. Но в начале декабря Дмитрий Медведев раскритиковал действия регионов в реализации реформы, включив в список ее проваливших и Краснодарский край.
Что говорилось за закрытыми дверями того совещания неизвестно, но факт остается фактом - через три недели оказалось, что Кубань к реформе готова и с 1 января 2020 региональные операторы приступят к работе.
Огласите весь список
Впрочем, из 11 запланированных ранее регоператоров нашли только 5. Объяснять логику краевой администрации выпало заместителю министра ТЭК и ЖКХ региона Александру Трембицкому. Он-то и пояснил, что все это время край готовился к реформе, хотя начали на год позже большинства регионов (реформа стартовала с 1 января 2019) и что укрупнение зон ответственности пойдет только на пользу, тем более, что за дело берутся профессионалы. В итоге за обращение с мусором будут отвечать: АО "Мусороуборочная компания", АО "Крайжилкомресурс", ООО "Мехуборка-ЮГ", ООО "ЭкоЦентр", ООО "Чистая станица". Остановимся на каждом из новоявленных региональных операторов подробнее.
Акционерное Общество "Крайжилкомресурс"
Зона обслуживания:
- Усть-Лабинский район
- Выселковский район
- Тбилисский район
- Кореновский район
- Апшеронский район
- Белореченский район
- Туапсинский район
- город Горячий Ключ
- город-курорт Сочи
Действует с 2006 года. Численность сотрудников -104 чел. *
По сути, в акционерное общество превратили накаченный бюджетными деньгами (более полумиллиарда рублей) ГУП с тем же названием.
Логика появления этой структуры в числе регоператоров можно объяснить стремлением чиновников сохранить привычную структуру с вытекающими финансовыми благами. Что же касается еще одного краеугольного камня мусорной реформы - привлечения в сферу работы с отходами частного капитала - получилось не очень. Отметим, что и с компаниями без государственного участия не все просто.
Акционерное общество "Мусороуборочная Компания"
Зарегистрировано в 2007 году.
Численность сотрудников - 1 771 чел.*
Зона ответственности:
- Северский район
- Абинский район
- Славянский район
- Красноармейский район
- Темрюкский район
- город-курорт Анапа
- Крымский район
- город Краснодар
- Динской район
- Тимашевский район
- Брюховецкий район
- Калининский район
- Приморско-Ахтарский район
По данным СПАРК, у компании есть признаки банкротства, ликвидность ниже нормы. Но при этом нельзя не отметить профильность работы этой компании и долгое время нахождения на рынке.
ООО "Мехуборка- Юг"
Зарегистрировано в 2016 году.
Численность сотрудников -1 человек.*
Зона ответственности:
- город Новороссийск
- город-курорт Геленджик
Не имеем ничего против данной компании, но на этом примере мы видим распространенную в стране практику поведения регоператора. Выигрывается конкурс (как не спрашивайте), на субподряд нанимаются компании, занимающиеся вывозом мусора до начала реформы. За исполнения контрольно-распорядительных функций на счетах компаний могут оставаться 20 и более процентов от тарифа.
Общество с ограниченной ответственностью "Чистая Станица"
Зарегистрировано в 2009 году.
Численность сотрудников - 46 чел. *
Зона ответственности:
- Староминский район
- Ейский район
- Каневской район
- Щербиновский район
- Кущевский район
- Ленинградский район
Эта компания интересна по двум причинам:
- Росприроднадзор отзывал у нее лицензию на использование мусорного полигона в станице Ленинградской. Документов на соответствие полигона требованиям надзорного ведомства у компании просто не было.
- Учредитель и некоторое время директор - депутат Законодательного собрания Сергей Чабанец. Фракция «Единая Россия»
Общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр"
Компаний с таким названием на территории краснодарского края найдено две.
Одну из них учредила Мартынова Ирина Валерьевна (по данным СПАРК, она же руководитель еще 4 компаний).
Зарегистрировано в 2006 году.
Численность сотрудников - 10 чел.*
Вторую компанию «Экоцентр» учредили в 2009. Учредителями значатся* Дьякова Марина Владимировна и Масляева Анна Игоревна
Численность сотрудников - 1 человек.
Зона ответственности:
- Мостовский район
- Лабинский район
- Отрадненский район
- Тихорецкий район
- Павловский район
- Новопокровский район
- Крыловский район
- Белоглинский район
- Новокубанский район
- город Армавир
- Гулькевичский район
- Курганинский район
- Кавказский район
- Успенский район
Стоит отметить, что у обеих компаний в ОКВЭДах не значатся сбор, перевозка или утилизация ТКО. Зато и у той, и у другой среди прочих указаны виды деятельности:
- Деятельность в области фотографии
Деятельность по письменному и устному переводу
Деятельность по упаковыванию товаров
(* данные по всем компаниям актуальны на 08.01.2020)
Краткие итоги
Вместо традиционного подведения итогов предлагаем сопоставить имеющуюся информацию с позицией, занимаемой администрацией Краснодарского края. разберем по тезисам.
Тезис 1. Увеличение зоны ответственности каждого регионального оператора - это хорошо.
Учитывая увеличившуюся нагрузку можно предполагать активную деятельность по поиску реальных исполнителей - то есть техники и людей. В качестве примера приведем ситуацию с Туапсинским СДРСУ, работников которого перед новым годом поставили перед фактом - или переход в новую компанию с минимальным окладом, или увольнение. Здесь же добавим, что по опыту регионов, где реформа стартовала годом ранее, оставшиеся на субподряде перевозчики зачастую близки к разорению. Чего не скажешь о регоператорах.
Тезис 2. Пять обещанных мусороперерабатывающих заводов и 11 новых полигонов - решат проблему с входом в мусорную реформу.
Реальная перспектива строительства новых полигонов по оценкам экспертов- минимум два с половиной года с момента выбора земельного участка. По факту прохождение экологической экспертизы затягивает процесс ввода в эксплуатацию полигона на неопределенный срок. Так что проблемы жителей Белореченска со свалкой под боком с большой долей вероятности могут испытать на себе и другие жители Кубани. Добавим, кстати, что площадь полигона по проекту 21 гектар, а в рамках первой очереди задействовано только 6. Есть ли фактическая переработка - доподлинно неизвестно.
Тезис 3. Тарифы увеличатся незначительно.
В Горячем ключе уже рассказали, что увеличение оплаты связано с транспортировкой. Дескать «плечо» перевозки немалое. Расстояния до полигонов не уменьшатся, коллеги из «Комсомольской правды» пишут о росте тарифа в Крыловском районе на 859 % к 2022 году.
В любом случае за «подготовку» и реализацию мусорной реформы заплатят жители. И последнее. Заявленная позиция администрации края - перерабатывать до 70% образующегося мусора. Эксперты отрасли говорят, что такие цифры гипотетически возможны только при введении повсеместного раздельного сбора мусора. Если же отбор полезных фракций происходит только на полигоне после прессования в мусоровозе реальный отбор полезных фракций – только 4 %.
фото с сайта gorod55.ru
0
0
Поделиться