Кубанские фермеры готовятся к неурожаю пшеницы

Кубанские фермеры готовятся к неурожаю пшеницы

Пока кубанские власти предельно жестко борются с коронавирусом, местные аграрии безуспешно пытаются спасти урожай озимой пшеницы, которому угрожают теплая зима и отсутствие дождей. Вместе с запретом на экспорт пшеницы это грозит не только серьезными убытками для фермеров, но и снижением цены на пшеницу, которая является основным источником дохода для аграриев

Аномально теплая и бесснежная зима на Кубани может серьезно ударить по многим фермерским хозяйствам, выращивающим озимую пшеницу. В предыдущие годы зимы были тоже бесснежными, однако затем всегда шли обильные осадки, которые орошали озимые. В этом году таких дождей практически не было. В некоторых районах Кубани осадки не выпадали уже полтора месяца.

Озимые также пострадали от невысокой влажности. Так, в центральных районах Краснодарского края утренняя роса не появлялась с середины марта. Очень некстати прошли кратковременные заморозки, которые подкосили и без того хилые всходы.

Небывалое маленькое количество осадков в 1 квартале 2020 г. привело к тому, что в период трубкования пшеницы (т.е., закладки урожая) всходы получились слабыми. В среднем, каждое семя пшеницы вместо трех-пяти продуктивных побега уродило в два раза меньше.

Но даже тропические ливни уже не спасут ситуацию, поскольку период, когда закладывалась основа по урожаю озимых, уже завершился. Кубанские хлеборобы уже сейчас прогнозируют потерю от 15 до 22 процентов урожая озимой пшеницы. Но если осадков по-прежнему не будет, то прогнозная урожайность может снизиться на 35-40 процентов. Пока же кубанские аграрии готовятся получить не более 45 центнеров зерна с гектара при плановых показателях в 70 центнеров.

Первыми столкнулись с плохой закладкой урожая пшеницы фермеры северных районов Кубани. Посевы в Каневском, Приморско-Ахтарском, Тихорецком, Кущевском и других районах могут недобрать до 45 процентов урожая. Там уже сейчас агрономы фиксируют увядание побегов.

Почвенная засуха в течении всего периода вегетации яровых культур и суховеи в период опыления приведут к существенному снижению урожайности по яровым культурам. Но это не единственная угроза финансовому благополучию кубанских аграриев.

12 апреля 2020 года выступили в силу временные ограничения коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на экспорт критически важных товаров в третьи страны. Среди товаров, запрещённых к экспорту, - репчатый лук, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков. Запрет введён на период до 30 июня 2020 года с возможностью продления. Эта мера призвана обеспечить продовольственную безопасность на время пандемии коронавируса.

В результате запрета объемы экспорта пшеницы упадут в 5 раз (с 35 до 7 млн тонн), что приведет к появлению на внутреннем рынке огромного количества невостребованного зерна. Вряд ли российские переработчики смогут обеспечить спрос на такой объем, и аграриям придется либо забивать элеваторы в ожидании экспорта, либо продавать сырье по сниженным ценам и нести убытки.

Директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев, комментируя «Российской газете» запрет на экспорт зерновых, отмечает, что ослабление рубля и пандемия коронавируса могут привести к снижению спроса даже на социально значимые продукты и сырье, включая зерно, как на внутреннем, так и на мировом рынках. И созданные запасы вкупе с новым урожаем окажутся на рынке "лишними".

Ограничения серьезно нарушают функционирование рынков зерна и противодействуют мобилизации производственных и экспортных потенциалов стран, которые их вводят, предупреждает директор центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда (цитата по «РГ»). «Запрет - самая радикальная и негативная мера. Квота - коррупционная. А пошлина могла бы быть полезной, если бы она возвращалась - передавалась производителям продукта, который ограничивают в экспорте. Для этого нужен механизм консолидации пошлин и механизм возврата недополученного дохода сельхозпроизводителям», - считает эксперт.

Продовольственный экспорт только в 2019 году принес казне 25 миллиардов долларов (в два раза больше, чем продажа военной техники и вооружений). И нынешнее его сокращение может быть оправдано только значительными продовольственными рисками на фоне затянувшейся пандемии коронавируса. В любом случае, дефицит хлеба россиянам не грозит, но производители зерна получат серьезные убытки, которые для многих могут стать критичными.



фото с сайта msh.krasnodar.ru
Комментарии