Приветствуем на обновленном сайте Кубань Информ! Старая версия сайта доступна по ссылке

Перейти
Технологии

«Нам нужна задача». Найдётся ли замена импортной сельхозтехнике?

picture

Профильные вузы, по словам Василия Абаева, выпускают достаточно грамотных инженеров. Но молодых специалистов надо собирать в команды под управлением опытных коллег - как в советские времена. пресс-служба администрации Краснодарского края

Санкционное давление Запада и нарушенные логистические цепочки поставили перед отечественными аграриями серьёзный вопрос - где брать запчасти для импортных тракторов и комбайнов, которые в последние годы стали завсегдатаями на наших полях. О том, сможет ли отечественная промышленность возобновить производство того, что массово делали в советские годы, чего ждёт от государства реальный сектор и о многом другом «АиФ-Юг» рассказал председатель Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования агропромышленного комплекса Краснодарского края, доктор технических наук Василий Абаев.

На игле импорта

Василий Абаев - известный в России инженер-изобретатель. В 1999 году, когда импортную сельхозтехнику в Россию массово ещё не везли, а отечественные аграрии выжимали последние ресурсы ещё с построенной в Советском Союзе техники, Василий Васильевич с напарником создали и запатентовали дисковый плуг-лущильник.

«В те времена многие поля, в том числе на Кубани, были запущены, - вспоминает доктор технических наук. - Существовала потребность в новых орудиях. Я трудился на заводе имени Седина, у которого объёмы производства по сравнению с советскими временами существенно уменьшились. Мы думали, чем загрузить предприятие и пришли к изобретению машины, которая позволила привести в порядок немало земли».

У машины, изобретённой Абаевым, не было иностранных конкурентов - дилеры мировых производителей в то время ещё не пришли на нашу землю. Да и продукция их была не по карману российским фермерам. Со временем ситуация изменилась.

«Открылись ворота ко всему западному, к нам пришли многие иностранные фирмы, - продолжает Василий Абаев. - С одной стороны, они подтолкнули в рамках конкуренции производить более мощные машины - Минский тракторный завод, Кировский. С другой, к тому моменту большая часть отечественных заводов - а Советский Союз производил всю сельхозтехнику самостоятельно - уже не работала. Волгоградский, Челябинский, Чебоксарский тракторный заводы закрылись».

досье
Василий Васильевич Абаев - председатель Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования агропромышленного комплекса Краснодарского края, доктор технических наук.

Долгое время ситуация, когда сельхозтехнику и запчасти для неё закупали за рубежом, всех устраивала. Но начались санкции, перебои в логистических цепочках, и оказалось, что надеяться только на импорт нельзя.

«Раз мы попали в такую ситуацию, когда нас молча выключили из мировой кооперации, сначала втянув в неё, - объясняет Василий Абаев, - значит, необходимо возвращаться к локальному производству, делать необходимый минимум у себя дома. А то даже рабочие органы сельхозмашин - диски, бороны - закупали за рубежом. Но сельхозмашиностроение - это тоже оружие, не будет техники - не будет продуктов питания. Сейчас времена непростые, а мы даже не знаем, чем можем помочь нашим военным. В 1941 году немцы бомбили Москву - отечественные зенитки могли сбивать самолёты на высоте 3 км, а они летали на 5 км. Страна поставила задачу - дальнобойность быстро увеличили, что позволило 7 ноября 1941 года провести в столице парад, с которого наши солдаты ушли сразу на фронт. А если сейчас потребуется что-нибудь быстро модернизировать или массово произвести, сможем ли мы?»

Специалисты есть

По словам Василия Абаева, чтобы восстановить производство составляющих для сельхозтехники, необходимы несколько составляющих. Во-первых, производственные мощности - доктор технических наук приводит в пример завод имени Седина советских времён.

«При создании продукта металлургические заводы должны создавать специализированные материалы, специальные сплавы, - объясняет он. - Нужно литьё, кузнечное производство и многое другое. На заводе Седина, который делал станки, был литейный цех, кузнечный работал в три смены, в нём были настолько точные прессы точной ковки, что делали детали с погрешностью всего в полмиллиметра. Был котельно-сварочный цех, механический, электромонтажные, малярные цеха - все необходимые технологические процессы производили в одном месте. Плюс конструкторы, технологи, металлурги - сотни инженеров производили сложную технологическую продукцию».

Так мы подошли ко второй составляющей - к людям, специалистам, на плечах которых держится производство. По словам Василия Абаева, в России в целом и на Кубани, в частности, много инженеров, руководителей, которые сумели сохранить, а порой и преумножить советские традиции. Про многих с упоением рассказывает доктор технических наук - директор «Кировского тракторного завода» сумел сохранить и расширить производство в трудные времена, в крае «Кубаньжелдормаш» постоянно осваивает новую продукцию, находит новые станки, специалистов.

«Таким людям если государство скажет: «Вы - наши Курчатовы, Королёвы, организуйте производство», - говорит Василий Абаев. - Они в лепёшку расшибутся, но сделают».

И с молодыми специалистами, по словам доктора технических наук, особых проблем нет - профильные вузы выпускают достаточное количество инженеров.

«Образовательная система позволяет ориентировать часть из них не просто на эксплуатацию уже готовой техники, а на проектирование, создание новой, - объясняет Василий Абаев. - И если ребята будут знать, что они востребованы, то с удовольствием займутся делом. Посмотрите на ту же строительную отрасль - в крае много строят, и недостатка в кадрах нет - молодые архитекторы, проектировщики знают все новинки, применяют самые современные материалы, решения».

Сельхозмашиностроение - тоже оружие, не будет техники - не будет продуктов питания.

Недавно молодые учёные защищали свои изобретения, которые можно внедрить в экономику,  перед экспертным советом Фонда содействия инновациям.

«Мы все увидели, что толковых ребят много, надо просто их в команды собирать, - говорит доктор технических наук. - Как в советское время, чтобы молодой специалист вместе с опытным наставником какое-то время поработал, поучился у него, перенял знания и умения. Я и сам так начинал учеником на заводе».

Что ждут от государства?

Третья и, возможно, самая важная составляющая глобального восстановления отечественной промышленности, в том числе производства сельхозтехники - государственная задача.

«Все возможности у нас есть - и специалисты, и производственные линии, пусть где-то и устаревшие, но нет главного - государственной задачи, запроса от государства, - объясняет Василий Абаев. - Нужно понимать, что крупное производство не потянет малый и средний бизнес - чтобы массово выпускать промышленную продукцию, нам нужен запрос на уровне государства.

Есть примеры - Роскосмос, Ростехнологии, по такому же принципу стоит взять под контроль и промышленность. Государство должно изучить все технологические возможности отечественных предприятий - узнать, что и как они могут производить. Поставить  перед ними задачи по конкретным позициям - какие детали, и в какие сроки нужны, помочь и проконтролировать выполнение».

Первый шаг в этом направлении - государственное планирование. По словам Василия Абаева, нужно посчитать, какое оборудование у нас есть, какие детали для него и в каких объёмах понадобятся. И дать промышленности задание.

«Не надо кивать на то, что рынок сам решит - проходили уже, - говорит доктор технических наук. - На том же Западе производители на годы вперёд планируют».

Пока неповоротливая бюрократическая машина молчит, промышленники сами идут навстречу агропроизводителям.

«В России и в Краснодарском крае достаточно технологических возможностей, чтобы изготавливать детали для наших комбайнов и импортных машин, - уверен Василий Абаев. - Но для этого нужна заявка, спрос - мы не можем просто брать и делать комплектующие, не зная, сколько их необходимо - нужно же просчитывать, брать кредиты. Дилеры зарубежных фирм пока молчат, хоть с нашего рынка уходить и не собираются. Но нам не надо на них оглядываться -  мы собираем информацию напрямую у фермеров, ведь в любом случае отечественная деталь будет дешевле иностранной. Сейчас техника у аграриев в порядке - её обычно готовят к весне с осени. А к моменту, когда понадобятся запчасти, мы уже наладим производство, логистику. Сегодня мы определяемся, какие детали легче везти из Челябинской области, какие делать у нас. Варианты есть, так что без доступных запчастей фермеры не останутся».