Ни снести, ни возвести: о судьбе недостроя по улице МОПР в Краснодаре
Дом вычеркнули из реестра проблемных, лишив дольщиков жилья и компенсаций.
10.06.2024 - 16:15
4 минуты, 5 секунд
Недострой по адресу улица МОПР, 4 больше десятка лет мозолит глаза жителям Краснодара. Столько же времени дольщики этого дома обивают пороги администраций, прокуратуры, Следкома и судов, пытаясь доказать, что здание возводили легально и его все еще можно достроить. Камнем преткновения стали два решения суда: одно — о сносе дома, другое — о запрете сноса, оба действующих. Как это возможно — в материале «Кубань Информ».
Не в том статусе
Ольга Михайлова решила приобрести квартиру для дочери и вложилась в строительство шестиэтажного дома на улице МОПР, 4. Как и еще 35 человек.
Застройщик ИП Чепуркин О.Т. на тот момент уже возвел в Краснодаре несколько многоквартирников и приобрел участок под новый. Предыдущий собственник этой земли в 2008 году официально изменил статус участка: из категории под ИЖС — в категорию под среднеэтажную застройку. Однако произошла некая «техническая ошибка»: данные о смене статуса не внесли в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
Чепуркин купил этот участок под ИЖС в 2011 году и начал строить первые разрешенные для этого статуса три этажа, а параллельно переоформлять землю под среднеэтажную застройку. Свидетельство о новом статусе участка он получил в 2012 году.
Стройкой оказались недовольны жители соседних домов.
— Они написали заявление в администрацию. И администрация в 2013 году вышла с иском в суд о сносе дома. И проиграла суды, потому что была проведена строительно-техническая экспертиза. Установлено, что участок — для среднеэтажной застройки, что он никому не несет угрозы, — рассказала Ольга Михайлова.
Стройка продолжилась. В доме уже стеклили окна по четвертый этаж, когда начались претензии со стороны прокуратуры: многоэтажка — не объект ИЖС. Несмотря на решение суда и результаты экспертизы, прокурор Центрального округа Краснодара обратился в суд с иском к Чепуркину об устранении недочетов.
— И к документам он прикладывает то старое погашенное свидетельство на ИЖС, его копию. При этом не запрашивает выписку из ЕГРН. Судья тоже не запрашивает выписку, очень сильно доверяет прокурору. И выносит решение: сносить дом. И с тех пор, с 2015 года, у нас имеется два решения суда противоположных: одно — не сносить, второе — сносить. Решения суда оба вступили в законную силу. Оба. И они на данный момент так и существуют, — подчеркнула Михайлова.
В итоге на застройщика завели уголовное дело. Параллельно шло его банкротство.
— Наш арбитражный продает земельный участок по такому же свидетельству на ИЖС погашенному. Мы, когда узнали об этом, бегом побежали в суд, и уже в 15-м Арбитражном суде в Ростове мы отбиваем этот участок, и в одном из пунктов там написано, что свидетельство было погашено, и оно не могло быть использовано, — продолжает Ольга.
Суд официально признал Чепуркина застройщиком, а всех, кто вложился в возведение дома, — дольщиками.
Однако походы с этим решением в прокуратуру, СК, администрацию, суды других инстанций не привели к главному — отмене злополучного решения о сносе дома. Даже после двух уголовных дел, которые возбуждали в отношении прокуратуры по поручению главы Следкома Александра Бастрыкина. Дольщики считают, что процесс затягивают искусственно.
— Нам сказали, что никто отменять вам снос не будет, потому что на основании предоставленного в суд старого свидетельства об ИЖС был посажен застройщик. То есть в уголовном деле у него такие же основания. И значит, нужно отменять решение суда по застройщику, а это пятно на прокуратуре, — подчеркнула Михайлова.
С ее слов, Чепуркину дали семь лет лишения свободы по статье УК РФ о мошенничестве. Не отбыв срок до конца, осенью 2023-го он написал заявление об участии в СВО и ушел на фронт. В декабре Чепуркин погиб от серьезного ранения.
Исключенный из проблемных
В 2022 году злополучный дом внесли в Единый реестр проблемных объектов.
— Мы обрадовались, думали, ну, все, сейчас через фонд восстановим свои права. Но тут заходит туда департамент по надзору строительной сферы и заявляет, что у нас снос. Это ж департамент, одна из структур администрации, и она знает, конечно же, что есть еще одно решение суда, но то решение суда они не вспоминают! — возмущена дольщица.
На прошлой неделе прокуратура Кубани отчиталась, что в реестре осталось всего четыре долгостроя, и их введут до конца года. Здания по МОПР, 4 среди них нет.
Проложение следует?
По словам Ольги, дольщики продолжают борьбу за дом или хотя бы компенсации. Очередную экспертизу здания назначили на 2025 год.
Недавно Михайлова вновь обратилась за помощью к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину.
— Александр Иванович Бастрыкин затребовал у руководителя СУ СК России по Краснодарскому краю Андрея Константиновича Маслова доклад о проведенном по уголовному делу комплексе следственных действий и установленных обстоятельствах. Исполнение поручения поставлено на контроль в центральном аппарате ведомства, — говорится в официальном ответе СК.
В начале июня дольщица попала и на прием к депутату Госдумы Алексею Езубову.
— Пришли к тому, что будем делать запрос в Генеральную прокуратуру на имя Игоря Краснова, — прокомментировала Михайлова итоги встречи.
Снести нельзя достроить — будто девиз этой истории. Кто и когда поставит решающую запятую — вопрос открытый.
Фото: Геннадий Дьячук
0
0
Поделиться