Культура

«Архаичность мышления властей»: эксперт объяснил, почему Кубань проигрывает в рейтинге креативных регионов

Краснодарский край оказался на 29-й строчке.
19.08.2025 - 15:00
1 минуты, 57 секунд
Женщина продаёт картины на улице Чапаева в Краснодаре

Фото: «Кубань Информ»

Читай актуальные новости в телеграм-канале Кубань Информ

Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики представил рейтинг креативных районов России по итогам 2024 года. Основой для него, как и прежде, стала система показателей РРИКИ (Российского регионального индекса креативных индустрий). Субъекты страны оценивались по 52 показателям из четырех тематических разделов: «Социально-экономические условия», «Культурная среда», «Экономика креативных индустрий» и «Поддержка креативных индустрий».

Мест в первой двадцатке рейтинга южные регионы не удостоились. Во вторую вошли лишь четыре субъекта: три из ЮФО и один из СКФО.

Первым южным регионом в списке стал Краснодарский край, расположившись на 29-й строчке. Немного отстает Ростовская область — ей досталась 32-я позиция. Республики Калмыкия и Северная Осетия расположились на 35-м и 40-м местах соответственно. Остальные одиннадцать южных субъектов оказались во второй половине рейтинга.

Вопросом о том, почему ЮФО и СКФО отстают в рейтинге, задались журналисты издания «Эксперт Юг». Приглашенные спикеры выделили сразу несколько причин. Первая — не все сферы, которыми выгодно отличается Юг России, учтены исследователями.

«Набор отраслей и видов деятельности в рейтинге не является исчерпывающим: например, явно относящиеся по смыслу и содержанию к креативному сектору спортивные массовые мероприятия – забеги, марафоны, заплывы – в нем не представлены. Это не спорт высоких достижений, а сфера массового спорта и впечатлений. Поэтому сама методика нуждается в уточнении, и такие уточнения, кстати, один из факторов сильной динамики отдельных регионов за 2023-2024 годы»,

— цитирует издание краснодарского экономиста Александра Полиди.

Нельзя не отметить, что в сравнении с результатами предыдущего исследования, Краснодарский край и Ростовская область показали фантастическую динамику. В прошлом году регионы занимали лишь 52-е и 55-е места соответственно. Вероятно, картина улучшилась за счёт изменений в методике исследования: ранее система оценки включала 48 индикаторов, в этом — 52.

При этом Полиди назвал уровень науки и образования в южных регионах «более низким». По его мнению, этот фактор приводит к миграции в регионы-лидеры, что понижает потенциал креативности экономики.

«Особенно это заметно в сфере высшего образования: очень значительное количество абитуриентов уезжают в столичные и ведущие вузы страны и закрепляются там, усиливая их креативную бизнес-среду»,

— высказался экономист.

Эксперт также отметил серьезный дефицит креативного сообщества. По его словам, отраслевая структура экономик юга не способствует росту спроса на креативных специалистов, за исключением ИТ-персонала.

«Власти в силу консерватизма мышления и недооценки перспектив развития креативных индустрий относятся к ним как к бизнес-периферии – это наблюдается, в частности, в Краснодарском крае. Пока не сформулировано внятного видения поддержки и развития отрасли, хотя как направление развития региона это закреплено в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития»,

— заключил Полиди.

По мнению экономиста, за последние 10 лет портфель креативных проектов Кубани сильно опустел, хотя многие из них базировались на частных инициативах. В качестве примера Полиди привел забеги и марафоны от «Высшей лиги», а также научное мероприятие «Гик-пикник», фестиваль «Стереопикник», кулинарный Gastreet.

Эксперт считает, что избыточное регулирование и запреты привели к тому, что массовые развлекательные мероприятия перешли в другие регионы либо же вовсе исчезли. В результате, говорит Полиди, в сознании креативного класса юг России не позиционируется как место для раскрытия бизнес- и личного потенциала.

«Базовая проблема в архаичности мышления властей, что не может не улавливаться представителями отрасли. Креативные индустрии всегда заметны и ярки — это проявляется в городской среде, «афише» городских мероприятий, скорости развития креативных профессиональных сообществ. Проблема неготовности городов юга России к развитию креативных индустрий выталкивает личности и проекты в регионы-лидеры, и здесь требуется ментальный прорыв властей. Это необходимо делать сейчас, поскольку в конкурентной борьбе за креативный капитал позиции юга и Краснодарского края ослабели. А отсутствие прорыва в креативных отраслях приводит к стагнации производительности труда, и в среднесрочной перспективе очень вероятна смена миграционного притока населения на отток. Учитывая ограниченность производительных сил и ресурсов для экстенсивного развития традиционных отраслей, центральную роль в конкурентоспособности края в средне- и долгосрочной перспективе обеспечат именно креативные отрасли»,

— подытожил собеседник издания.

Ранее самым привлекательным направлением для отдыха на Кубани стал Краснодар.

0
Комментарии0