Общество

Как это было и к чему привело: год назад произошло крушение танкеров в Керченском проливе

Мазутные пляжи в Анапе, ЧС и ущерб на миллиарды. Что сказал губернатор о сезоне в 2026 году.
15.12.2025 - 13:48
4 минуты, 30 секунд
перчатка в мазуте

Фото: оперштаб Кубани

Читай актуальные новости в телеграм-канале Кубань Информ

Керченский пролив 15 декабря 2024 года. В результате мощного шторма затонули два танкера — «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Это привело к масштабному разливу мазута и экологической катастрофе на черноморском побережье Краснодарского края. Пляжи от Анапы до Темрюкского района накрыло черной волной нефтепродуктов. Объявлен режим ЧС. «Кубань Информ» подводит итоги года, полного борьбы с последствиями ЧП, судебных разбирательств и тяжелых экономических потерь.

Как это было

Первым сигнал бедствия подал «Волгонефть-212». В восьми километрах от берега волны разорвали его пополам в прямом смысле слова — нос танкера попросту отломился и ушел под воду. На борту находился экипаж из 13 человек и около 4,3 тысяч тонн мазута. Крушение судна попало на видео. Началась масштабная спасительная операция, которая длится до сих пор.

Цена ликвидации: здоровье волонтеров и режим ЧС

Первые выбросы мазута на пляжи Анапы зафиксировали 17 декабря. С первых дней на помощь пришли тысячи местных жителей и волонтеров со всей страны. О том, чем это может обернутся никто тогда не знал. Люди без спецодежды, респираторов, а только в перчатках собирали мазутные бляшки в мусорные пакеты. По данным на начало февраля, медицинская помощь потребовалась 282 добровольцам.

«Чаще всего люди обращаются с хроническими заболеваниями, мелкими травмами, порезами. Также частые жалобы — головная боль, тошнота. Обращений с серьезными проблемами со здоровьем в этом пункте не было»,

сообщила фельдшер выездной бригады центра медицины катастроф краевой БСМП Виктория Лящина.

люди в спецодежде на пляже собирают мазут
Фото: оперштаб Кубани

Серьезных случаев зафиксировано не было, но состояние волонтеров вызвало широкий общественный резонанс. Как результат — в Анапе создали оперштаб, где всех желающих регистрировали и обеспечивали комбинезонами, масками, лопатами и мешками. На пляжах дежурили медики и МЧС.

Старые методы не работают

Анапа стала полем экспериментов, в которых оказались задействованы как ученые, так и Кулибины всех мастей. Они бросили все силы на поиск наиболее эффективного метода сбора мазута. Все предлагаемые технологии очистки проверялись сразу на практике — прямо на пляжах. На лабораторные исследования времени не было. Мы собрали самые эффективные и интересные ловушки для нефтепродуктов, которые изобрели.

Призрачное будущее пляжей Анапы

табличка стоит на пляже Анапы
Фото: «Кубань Информ»

Чтобы восстановить «золотые» берега курорта потребуются годы. Об этом «Кубань Информ» рассказал эколог Вениамин Голубитченко.

По словам эксперта, песчаные дюны Анапы от разлива мазута сильно не пострадали — «черные» волны их не сильно накрыли. Чего не скажешь о 40 километрах пляжей: спецтехника срезала верхний слой, а затем сотни тысяч тонн грунта вывозила круглые сутки. Будущее уникальной по природе «Анапской пересыпи» оказалось призрачным.

Вердикт суда: 50 млрд за ущерб экологии

Арбитражный суд Краснодарского края вынес знаковое решение по делу о катастрофе. С фрахтователя и владельца танкера «Волгонефть-212» взыскано почти 50 млрд рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Иск был подан Росприроднадзором.

танкер сидит на мели
Фото: оперштаб Кубани

Суд установил, что кораблекрушение не было вызвано непреодолимой силой, а произошло из-за массы нарушений при эксплуатации судов. Владельцы компаний пытались оспорить иск, но их ходатайства были отклонены. Параллельно продолжается рассмотрение иска к владельцу второго танкера — «Волгонефть-239». Общий ущерб от двух крушений предварительно оценен в 84,9 млрд рублей.

Скандалы, интриги?

Параллельно разворачиваются судебные тяжбы вокруг финансирования ликвидации ЧС. Мэрия Анапы требует с владельцев танкеров почти 670 млн рублей компенсации понесенных расходов. Владелец «Волгонефть-239», в свою очередь, подал иск о признании недействительными муниципальных контрактов на утилизацию загрязненного песка.

Экономический шок по всем направлениям

Последствия катастрофы оказались сокрушительными для курортной индустрии Анапы. По оценкам экспертов, из-за падения турпотока на 60% город недополучил около миллиарда рублей прибыли. Отели, гостиницы, санатории и пансионаты из-заЧС оказалась на грани выживания.

«Природная катастрофа привела к жестким ограничениям и резко сократила число отдыхающих. Загрузка детских лагерей в 2025 году составила всего 30-40%. Это привело к глубокому падению выручки. В этом году «ДиЛуч» впервые за 100-летнюю историю не открыл из-за низкой загрузки два корпуса»,

отметил заместитель генерального директора комплекса «ДиЛуч» в Анапе Олег Мазур.

Под угрозой оказался и масштабный инвестиционный проект «Новая Анапа».

Господдержка как спасательный круг

Спасение курортной отрасли, по мнению бизнеса, возможно только при серьезной господдержке. Первые шаги уже делаются: администрация Краснодарского края утвердила выделение межбюджетных трансфертов на разработку проектов по восстановлению пляжей. В 2026-2027 годах Анапа и Темрюкский район получат на разработку проектно-сметной документации 439 млн рублей.

По словам губернатора Вениамина Кондратьева во время «прямой линии» 5 декабря, для открытия курортного сезона в Анапе в 2026 году «делается всё возможное».

Ранее на ликвидацию самой мазутной катастрофы правительство РФ выделило несколько миллиардов рублей.

«Судя по таймингам работ в проливе, мое предположение оказалось верным, все делается так, чтобы успеть до «прямой линии» президента России Владимира Путина. Кто как не глава государства должен поставить точку в этой истории. А вот если он промолчит и вопрос не появится в эфире, то – это будет тревожный знак»,

— отметил политолог Кубани Андрей Гусий.

Уроки экокатастрофы

Катастрофа в Керченском проливе унесла жизнь члена экипажа одного из танкеров — 23-летнего матроса. На сегодняшний день уже точно установлено, что оба затонувших судна давно исчерпали свой ресурс и подлежали утилизации, но эксплуатировались ради прибыли.

мазут на берегу моря
Фото: «Кубань Информ»

Год спустя ясно одно: хрупкость экологии Черного моря требует максимальной ответственности от всех. И пока суды подсчитывают убытки, администрации — объемы помощи, главными героями этой истории остаются тысячи простых добровольцев, которые в самый трудный момент встали на защиту пляжей, а также птиц и животных в Анапе и Темрюкском районе.

Напомним также самые крупные ЧП с разливами нефтепродуктов за последние 50 лет в России, а также хронологию кораблекрушения танкеров в Керченском проливе в 17 декабря 2024 года.

0
Комментарии0