Как это было и к чему привело: год назад произошло крушение танкеров в Керченском проливе

Керченский пролив 15 декабря 2024 года. В результате мощного шторма затонули два танкера — «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Это привело к масштабному разливу мазута и экологической катастрофе на черноморском побережье Краснодарского края. Пляжи от Анапы до Темрюкского района накрыло черной волной нефтепродуктов. Объявлен режим ЧС. «Кубань Информ» подводит итоги года, полного борьбы с последствиями ЧП, судебных разбирательств и тяжелых экономических потерь.
Первым сигнал бедствия подал «Волгонефть-212». В восьми километрах от берега волны разорвали его пополам в прямом смысле слова — нос танкера попросту отломился и ушел под воду. На борту находился экипаж из 13 человек и около 4,3 тысяч тонн мазута. Крушение судна попало на видео. Началась масштабная спасительная операция, которая длится до сих пор.
Первые выбросы мазута на пляжи Анапы зафиксировали 17 декабря. С первых дней на помощь пришли тысячи местных жителей и волонтеров со всей страны. О том, чем это может обернутся никто тогда не знал. Люди без спецодежды, респираторов, а только в перчатках собирали мазутные бляшки в мусорные пакеты. По данным на начало февраля, медицинская помощь потребовалась 282 добровольцам.
«Чаще всего люди обращаются с хроническими заболеваниями, мелкими травмами, порезами. Также частые жалобы — головная боль, тошнота. Обращений с серьезными проблемами со здоровьем в этом пункте не было»,
— сообщила фельдшер выездной бригады центра медицины катастроф краевой БСМП Виктория Лящина.

Серьезных случаев зафиксировано не было, но состояние волонтеров вызвало широкий общественный резонанс. Как результат — в Анапе создали оперштаб, где всех желающих регистрировали и обеспечивали комбинезонами, масками, лопатами и мешками. На пляжах дежурили медики и МЧС.
Анапа стала полем экспериментов, в которых оказались задействованы как ученые, так и Кулибины всех мастей. Они бросили все силы на поиск наиболее эффективного метода сбора мазута. Все предлагаемые технологии очистки проверялись сразу на практике — прямо на пляжах. На лабораторные исследования времени не было. Мы собрали самые эффективные и интересные ловушки для нефтепродуктов, которые изобрели.

Чтобы восстановить «золотые» берега курорта потребуются годы. Об этом «Кубань Информ» рассказал эколог Вениамин Голубитченко.
По словам эксперта, песчаные дюны Анапы от разлива мазута сильно не пострадали — «черные» волны их не сильно накрыли. Чего не скажешь о 40 километрах пляжей: спецтехника срезала верхний слой, а затем сотни тысяч тонн грунта вывозила круглые сутки. Будущее уникальной по природе «Анапской пересыпи» оказалось призрачным.
Арбитражный суд Краснодарского края вынес знаковое решение по делу о катастрофе. С фрахтователя и владельца танкера «Волгонефть-212» взыскано почти 50 млрд рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Иск был подан Росприроднадзором.

Суд установил, что кораблекрушение не было вызвано непреодолимой силой, а произошло из-за массы нарушений при эксплуатации судов. Владельцы компаний пытались оспорить иск, но их ходатайства были отклонены. Параллельно продолжается рассмотрение иска к владельцу второго танкера — «Волгонефть-239». Общий ущерб от двух крушений предварительно оценен в 84,9 млрд рублей.
Параллельно разворачиваются судебные тяжбы вокруг финансирования ликвидации ЧС. Мэрия Анапы требует с владельцев танкеров почти 670 млн рублей компенсации понесенных расходов. Владелец «Волгонефть-239», в свою очередь, подал иск о признании недействительными муниципальных контрактов на утилизацию загрязненного песка.
Последствия катастрофы оказались сокрушительными для курортной индустрии Анапы. По оценкам экспертов, из-за падения турпотока на 60% город недополучил около миллиарда рублей прибыли. Отели, гостиницы, санатории и пансионаты из-заЧС оказалась на грани выживания.
«Природная катастрофа привела к жестким ограничениям и резко сократила число отдыхающих. Загрузка детских лагерей в 2025 году составила всего 30-40%. Это привело к глубокому падению выручки. В этом году «ДиЛуч» впервые за 100-летнюю историю не открыл из-за низкой загрузки два корпуса»,
— отметил заместитель генерального директора комплекса «ДиЛуч» в Анапе Олег Мазур.
Под угрозой оказался и масштабный инвестиционный проект «Новая Анапа».
Спасение курортной отрасли, по мнению бизнеса, возможно только при серьезной господдержке. Первые шаги уже делаются: администрация Краснодарского края утвердила выделение межбюджетных трансфертов на разработку проектов по восстановлению пляжей. В 2026-2027 годах Анапа и Темрюкский район получат на разработку проектно-сметной документации 439 млн рублей.
По словам губернатора Вениамина Кондратьева во время «прямой линии» 5 декабря, для открытия курортного сезона в Анапе в 2026 году «делается всё возможное».
Ранее на ликвидацию самой мазутной катастрофы правительство РФ выделило несколько миллиардов рублей.
«Судя по таймингам работ в проливе, мое предположение оказалось верным, все делается так, чтобы успеть до «прямой линии» президента России Владимира Путина. Кто как не глава государства должен поставить точку в этой истории. А вот если он промолчит и вопрос не появится в эфире, то – это будет тревожный знак»,
— отметил политолог Кубани Андрей Гусий.
Катастрофа в Керченском проливе унесла жизнь члена экипажа одного из танкеров — 23-летнего матроса. На сегодняшний день уже точно установлено, что оба затонувших судна давно исчерпали свой ресурс и подлежали утилизации, но эксплуатировались ради прибыли.

Год спустя ясно одно: хрупкость экологии Черного моря требует максимальной ответственности от всех. И пока суды подсчитывают убытки, администрации — объемы помощи, главными героями этой истории остаются тысячи простых добровольцев, которые в самый трудный момент встали на защиту пляжей, а также птиц и животных в Анапе и Темрюкском районе.
Напомним также самые крупные ЧП с разливами нефтепродуктов за последние 50 лет в России, а также хронологию кораблекрушения танкеров в Керченском проливе в 17 декабря 2024 года.
