Монастыринг: новый молодежный тренд или забытая традиция?

«Все, ухожу в монастырь» — самая неожиданная фраза из уст молодежи. Но сегодня она слышится все чаще. Рассказываем, почему издавна известный термин «трудничество» заиграл новыми красками и быстро обрел популярность.
Еще пару лет назад молодые удаленщики и фрилансеры грезили о Бали и устраивали диджитал-детокс в модных глэмпингах. А недавно многие из них променяли лазурные пляжи и современные коворкинги с безлимитным кофе на монастыри.
Новый тренд, как вы могли догадаться, отсылает нас к эстетике монашеской жизни. Но не спешите представлять толпы молодежи в черных сутанах, тихо читающих псалмы в своих комнатах.
На самом деле монастыринг — это способ борьбы с инфошумом и социальным давлением, стремление к уединению и духовной перезагрузке. Российские зумеры, выросшие в цифровом хаосе, видят в этом возможность отдохнуть от суеты, разобраться в себе и найти душевное равновесие — особенно это актуально для людей в стадии эмоционального выгорания. Считается, что активная трудотерапия помогает справиться со стрессом и даже депрессией.
При этом, если ретриты и психологи стоят все дороже, монастыринг не требует больших затрат — еда и жилье предоставляются бесплатно. Но нужно трудиться, молиться и соблюдать строгие правила монастыря. Несмотря на видимую простоту, как раз в соблюдении аскетизма заключается основная сложность, и именно это помогает «детям городских джунглей» перезагрузиться.

В православии для описания этого популярного ныне течения существует термин «трудничество» — временное проживание при монастыре, во время которого люди на бескорыстной основе помогают священнослужителям по хозяйству. Однако по новой лингвистической моде такое тут же окрестили монастырингом – по аналогии с избингом, доингом и сенокосингом.
Тренд породили 27-летняя Анастасия Ащеулова и ее сестра Мария. Вместе они провели пять дней в Свияжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре под Казанью.
Ролик блогерши об этаком «православном ретрите» был опубликован еще два года назад, но завирусился в соцсетях недавно. В интервью «Комсомольской правде» Анастасия рассказала, что давно хотела отдохнуть в святыне. А после того, как прочитала книгу «Исповедь бывшей послушницы» и посмотрела сериал «Монастырь» окончательно решилась на поездку.
Сейчас девушка рада популярности монастыринга. Но в то же время опасается, что люди буду приезжать в храмы лишь ради нового контента.
Монастыринг — это не полноценный уход в монастырь. «Православный ретрит» может длиться неделю или месяц — этого уже хватает, чтобы восстановиться и соскучиться по привычному образу жизни. При этом необязательно налагать на себя настоящие монашеские обеты. Главное — соблюдать устав, посещать службы и помогать по хозяйству. Проснуться в 10 утра и пойти чистить картошку, если весь монастырь поднялся на рассвете, не получится.
Верующим людям советуют перед такой поездкой взять благословение у батюшки в своем храме, чтобы было легче перенести пост и физические нагрузки.
Важно помнить, что монастырь — это не реабилитационный центр, и зависимых людей обычно не принимают. Но всегда рады тем, кто уже встал на путь исправления и идет на поправку. Условия проживания очень аскетичные — это не комфортные номера в отелях во время паломнических туров. В кельях проживает по несколько человек, а удобства на этаже общие.
Для кого-то монастыринг станет первым шагом на пути к монашеству, но большинству достаточно кратковременных регулярных посещений для перезагрузки и поисков ответов.

Конечно, не каждого возьмут трудником. Вот несколько важных условий, чтобы отправиться в монастырь:
• Как минимум — нужно быть крещеным и знать основы православия. В монастыре ждут тех, кто хочет глубже погрузиться в христианский образ жизни.
• Заранее получить благословение от настоятеля монастыря. Для этого нужно заполнить анкету на сайте и ждать подтверждения. Обычно в монастырях есть график, по которому в обители принимают трудников.
• Возрастные рамки — от 18 лет, несовершеннолетних не примут.
• Документы: российский паспорт и действующая регистрация в России (временная или постоянная).
• Иногда также просят медицинские справки, например, о прохождении флюорографии или результате анализа крови на гепатит.
У каждой обители обычно свой свод правил, которые необходимо соблюдать. Но есть и общие. Так, во время проживания и труда в монастыре нужно неукоснительно соблюдать внутренний распорядок, устав, обычаи и правила монастыря, которые основаны на нормах христианской этики и морали. Естественно, на территории монастырей запрещено курить, пить алкоголь и сквернословить, ругаться и выяснять отношения. Фото- и видеосъемка тоже может быть под запретом.
Обязательны к посещению все богослужения, в некоторых монастырях требуют причащения и исповеди. К новому делу трудник может приступать только с благословения, а настоятеля должен уважать и слушать беспрекословно. Без благословения нельзя покидать обитель, кроме того, настоятель может сократить срок пребывания трудника в монастыре.

По сути своей, монастыринг — это новомодное название трудничества, которое существует испокон веков. При этом понять выросшую популярность трудно – опросы ВЦИОМ показывают, что чуть меньше 50% людей до 25 лет являются неверующими, а для 44% опрошенных религия не играет никакой роли в жизни. Остается надеяться, что молодежь не начнет популяризировать и коммерциализировать занятие, которое изначально предполагало духовный поиск и служение Богу, ведь очень велик риск опошлить его и лишить исконного смысла.