/
/
Статьи

Топ-5 самых странных народных обрядов в русской культуре

Зачем топили лошадь в пруду, а детей обмазывали тестом и cажали в печь.

03.09.2024 - 10:15
7 минуты, 37 секунд
Топ-5 самых странных народных обрядов в русской культуре

Фото: unsplash.com

Самыми странными, жесткими и зловещими обычаями редакция «Кубань Информ» считает похороны насекомых, задабривание водяного, борьбу с Коровьей смертью, разоблачение колдунов и запекание младенцев в печи.

В ту давнюю пору, когда не было медикаментов и инсектицидов, а жизнь и здоровье людей зависели от опыта знахарок, повитух и старших в роду, вся надежда была только на заговоры, ритуалы и обряды. И чем более странными и жестокими они нам кажутся сегодня, тем считались действеннее в те далекие времена.

Похороны насекомых

Муха сидит на травинке
Фото: freepik.com

Это своеобразный обряд проводился, начиная со дня Семена Летопроводца (1 сентября по старому стилю) и до Покрова (1 октября по старому стилю).

Чтобы организовать пышные проводы мухам, тараканам, клопам, комарам, вшам и другим зловредным насекомым, собирались всей деревней. Миниатюрные гробики крестьяне вырезали из репы, брюквы, свеклы или делали их из щепочек. Для захоронения также использовались скорлупки, коробочки или лапти.

Похороны проводились со всеми почестями: насекомых шумно оплакивали, их провожали с причетами, заупокойными молитвами, псалмами, обязательно служилась панихида. Погребальный звон имитировали удары в горшки. Над могильными холмиками устанавливали миниатюрные кресты, паразитов поминали пивом, брагой, медом и пирогами.

Для чего проводился ритуал

Есть три объяснения:

  • Считалось, что похороны насекомых приведут к тому, что они действительно все перемрут, перестанут кусать, пить кровь и портить продукты. Обряд, кстати, был весьма действенным. Объяснить это можно тем, что он проводился осенью, когда поголовье паразитов сокращалось естественным образом с наступлением холодов.
  • Русские крестьяне верили, что умершие родственники перерождаются в насекомых, и проведение такого торжественного обряда поможет наладить отношения с ушедшими предками.
  • Такие похороны носили шуточный характер и помогали отвлечься от мыслей о бренности бытия. Ну и чем не повод весело и приятно провести время на чужих поминках, когда при этом никто не умер?
  • Угощение для водяного

    Деревенский пруд
    Фото: freepik.com

    Хорошие отношения с водяным старались поддерживать рыбаки, мельники и пасечники: хозяин вод мог не только отводить улов от неводов, рвать сети, ломать удочки, вызывать волны, топить людей, но и портить колеса на мельнице и морить пчел в ульях.

    Особенно опасным водяной считался 1 апреля (по старому стилю), когда он просыпался от зимней спячки, был голодным и злым. Поэтому важно было задобрить водяного до того, как он начнет наглядно показывать свое скверное расположение духа.

    Для этого за три дня до 1 апреля крестьяне покупали у цыган самую захудалую лошадь, причем не торгуясь. Животное откармливали хлебом и конопляным жмыхом, в последний вечер мазали ему голову медом с солью, вплетали в гриву красные ленты, а после связывали веревками ноги и надевали на шею пару старых жерновов.

    Старая деревянная лодка
    Фото: freepik.com

    Ровно в полночь лошадь отводили на реку, где, по поверьям, обитал водяной, и бросали в прорубь. Если лед на реке к этому времени уже растаял, животное грузили в лодку, довозили до середины водоема и топили. После жертвоприношения самый старший из рыбаков выливал в реку масло со словами: «Вот тебе, дедушка, дар на новоселье. Люби и жалей нашу семью!».

    Если обряд был проведен вовремя и по всем правилам, довольные мужчины возвращались домой и, как отмечал этнограф XIX века Иван Сахаров, «с радостью проводили всю ночь в пьянстве».

    А вот если же по каким-то причинам рыбаки затягивали с угощением, водяной мог высказывать недовольство в виде сильных колебаний воды и глухих стонов из-под земли.

    Перепекание и солонование младенцев

    Младенец лежит в люльки из ткани
    Фото: freepik.com

    Ритуал проводился с недоношенными, ослабленными, болезненными младенцами, а также новорожденными, которые либо чересчур громко кричали или, наоборот, были слишком тихими.

    Детей обмазывали ржаным тестом, оставляя открытыми рот и нос, после клали на лопату, используемую для выпекания хлеба, и засовывали в теплую печь. Считалось, что таким образом в печи они «дозреют», как в материнской утробе, наберутся сил, окрепнут и выживут.

    Растопленная дровяная печь
    Фото: freepik.com

    В обряде участвовали знахарка или ведунья, мать новорожденного, пожилые соседки. Ритуал сопровождался хороводами вокруг дома, чтением заговоров, молитв и специальными диалогами, с помощью которых отмеряли и контролировали время нахождения ребенка в печи, чтобы тот не задохнулся.

    Дворовая собака на цепи
    Фото: «Кубань Информ»

    Снятое тесто потом бросалось собаке, чтобы таким образом переложить на животное все хвори, собранные с младенца.

    Еще один обряд, призванный очистить ребенка от болезней и защитить от сглаза, — так называемое солонование. Новорожденного натирали сажей с солью и заворачивали в пеленки. Более щадящий вариант — насыпать соль ему в уши.

    Крупная поваренная соль на деревянном столе
    Фото: freepik.com

    Аналогичный обычай был популярен также в странах Средней Азии и Турции.

    Уличение колдуна

    Скверный характер был не только у водяного, но и у колдунов и ведьмаков. Они лишали коров молока, насылали болезни, порчи и неурожаи. Чтобы справиться с этими напастями, крестьяне тоже брали инициативу в свои руки.

    Но для начала нужно было уличить злодея. Для этого существовал специальный день — 25 марта (по старому стилю). После утреннего богослужения самый отчаянный и бесстрашный садился спиной вперед на какую-нибудь клячу, какую было не жалко, и таким образом объезжал всю деревню.

    Старый деревенский дом
    Фото: «Кубань Информ»

    При этом ему нужно было внимательно смотреть на печные трубы: считалось, что в этот день нечистая сила «проветривает» колдунов, и они вылетают из труб вверх ногами. И увидеть это можно только сидя на лошади задом наперед.

    Конечно, смельчак сильно рисковал, поэтому оборачиваться ему ни в коем случае было нельзя, иначе нечисть тут же разорвет клячу в клочья, а сам ведьмолов либо умрет от страха, либо сойдет с ума.

    Молодой человек в образе колдуна
    Фото: freepik.com

    Борьба с Коровьей смертью

    Коровья смерть — собирательный образ, особая сила, представляющая угрозу для рогатого скота. Ее представляли в образе старой, страшной женщины с когтистыми руками, похожими на грабли. Она являлась перед путешественниками и купцами и просила их довезти ее до ближайшей деревни или села — войти в населенный пункт сама Коровья смерть не могла. Но, появившись там, истребляла всю домашнюю скотину. Именно этим и объясняли крестьяне массовый падеж.

    Домашний рогатый скот
    Фото: freepik.com

    Чтобы его остановить, ночью со всей деревни собирались женщины и молодые девушки.

    В плуг запрягали одну или трех девушек с распущенными волосами. По одним поверьям, они должны были быть полностью обнаженными, по другим — одетыми в белые рубахи. Желательно было также, чтобы девушки были целомудренными. Но, опять же, были вариации: так, в других деревнях, наоборот, запрягали беременных женщин.

    Вести плуг поручали кому-то из вдов.

    Остальные участницы обряда гремели сковородами, заслонками и прочим скарбом, щелкали кнутами, стреляли из ружей — в общем, поднимали шумиху. Некоторые женщины приносили метла и катались на них верхом.

    В числе другой атрибутики были сухие липовые чурки, пучки соломы, лучина, которые поджигались, банные веники без листьев, черепа животных, живой петух, а еще — иконы, свечи, ладан в кадиле или горшок с раскаленными углями.

    В таком составе и с таким снаряжением процессия должна была обойти деревню и провести вокруг нее борозду. Этот ритуал назывался «опахивание». Борозда была препятствием для Коровьей смерти — переступить через нее нечистая сила не могла.

    Если на пути женщинам встречалась кошка или собака, животное убивали, ибо это была сама Коровья смерть, которая, перевоплотившись, пыталась избежать наказание за мор скота. Если попадался какой-нибудь запоздалый путник, то его могли избить — из тех же соображений.

    В конце обряда, обойдя деревню, женщины выкапывали яму, наполняли ее сухим навозом, поджигали и проводили больную скотину сквозь дым, чтобы таким образом ее излечить.

    После ритуала «чахлая и заморенная» Коровья смерть должна была покинуть деревню, а падеж скота, соответственно, остановиться.


    Автор материала
    author
    Евгения Борисова