Приветствуем на обновленном сайте Кубань Информ! Старая версия сайта доступна по ссылке

Перейти
Транспорт

Копайте глубже: геолог-геофизик об идее создания метро в Краснодаре

Доцент КубГУ Николай Рудомаха рассказал о препятствиях на пути «подземного трамвая».
picture

Фото: Геннадий Дьячук

Идея построить метро в Краснодаре празднует не первый юбилей. Последние недели об этом заговорили вновь — власти обсуждают концепцию так называемого легкого метро неглубокого заложения.

Напомним, его ветка должна связать центр с северо-восточной частью города. Линию предлагают проложить от ж/д вокзала, далее по улице Красной в сторону улицы 40 лет Победы, захватывая два существующих жилых микрорайона Краснодара.

Портал «Кубань Информ» попросил доцента кафедры геофизических методов поисков и разведки КубГУ Николая Рудомаху оценить, насколько реалистична эта идея в техническом плане.

Преграды на пути метро



По словам доцента, легкое метро неглубокого (мелкого) заложения предполагает строительство преимущественно в открытых котлованах. Однако грунтовые условия Краснодара — сложные для такой задачи.

— Во-первых, у нас достаточно плотно застроенный город. Во-вторых, очень много многоэтажек со свайным фундаментом. Если мы говорим, что свая у нас 15 метров, то фактически нагрузки, которые передаются от дома посредством свайного фундамента, это еще ниже сваи на 5–10 метров, — говорит Николай Рудомаха.

В связи с этим линию метро нужно закладывать на глубине от 30 метров и более. Но там кроется следующая проблема — особенности местных водонасыщенных грунтов.

— У нас очень много песков, в этих песках огромное количество воды. Что с этим делать? В скальных грунтах, например, мы просто разрушаем породу, формируем, крепим свод, встретили воду — делаем откачки, зацементировали, закрыли воду и идем дальше. А что делать в этих песках? Здесь особенность строительства в том, что сначала грунты нужно укреплять, затем делать проходку и делать еще достаточно мощное укрепление самого тоннеля — очень мощное! — для исключения нежелательных осадков и, как следствие, нарушения зданий и сооружений на данной поверхности, — подчеркнул специалист.

Что говорят власти



Власти и сами отмечают, что идея создания метро пока на стадии обсуждения. Руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Илья Поздняков рассказал «Кубань Информ», что никаких сроков реализации проекта и точной стоимости сейчас нет. Хотя ранее в СМИ фигурировала цифра в 95 млрд рублей.

По словам главы департамента, по сути речь идет про «подземный трамвай».

— Движение идет по двум направлениям в одном тоннеле, ток подается не на рельсы, а на провода. И, соответственно, глубина заложения — от 10 метров и ниже. Обычное метро — еще ниже. Подвижной состав тоже отличается. Это не полноценный поезд, а скорее длинный трамвай, — сказал Илья Поздняков.

По его словам, реализовать проект в Краснодаре — возможно.

— Технологии с момента создания первого метро ушли далеко вперед и на текущий момент позволяют реализовывать такие проекты, в том числе в условиях Краснодарского края при наличии сейсмичности и объема грунтовых вод, — отметил он.

При этом изыскания могут начаться только на первом этапе проекта.

— То есть будут буриться скважины, смотреться состав грунтов. Далее специалистами на основании этих данных принимается соответствующее проект-решение. <...> Думаю, реальные изыскания могут начаться только когда проект появится в Генеральном плане. Мы сейчас запустили корректировку. Более того, еще идет обсуждение трасс, направлений, — добавил Илья Поздняков.

Напомним, исследования в ВШУ уже подтвердили экономическую эффективность идеи краснодарского метро. 

краснодар.jpeg
Фото: Геннадий Дьячук

В каком направлении копать



Николай Рудомаха согласен, что при краснодарских пробках метро нужно городу в ближайшие годы как глоток свежего воздуха. Но прежде чем обсуждать проект, озвучивать его стоимость, экономическую эффективность и социальную значимость, нужно реально оценить грунтовые условия и разобраться в подходящей технологии строительства.

— Важно также оценить влияние зданий и сооружений на вот это метро. Или наоборот — как метро на этапе стройки будет влиять на здания и сооружения. Повторюсь, у нас весьма плотная застройка с развитой сетью коммуникаций. У нас есть дома, которые уже после строительства начинают претерпевать неравномерную осадку. Здесь идет именно неучет опасных геологических процессов, — отмечает эксперт.

По его словам, технологии для решения сложных задач сейчас действительно есть. Но задачи нужно ставить корректно.

— Мелкого заложения или глубокого — это вопрос плотности застройки и самой возможности размещения. В Питере самое глубокое метро по причине непригодных грунтовых условий в приповерхностной части, — говорит Николай Рудомаха.

Доцент считает, что Краснодару необходима общая концепция развития метро.

— Она должна учитывать весь город и прилегающие территории. Здесь же и хутор Ленина, и Старокорсунская, и Елизаветинская, и Яблоновский. Целостность развития метро должна быть, — подчеркивает эксперт.

Пока же представителю вуза перспектива запуска «подземного трамвая» в Краснодаре видится довольно туманной.

— У нас длинные подземные переходы через дороги по году делаются. О каком метро мелкого заложения здесь речь, при нашей застройке, всех инженерных сетях и транспортных развязках? И на основании неоднократности публичного обсуждения, к сожалению, мало верится, что метро-трамвайчик сдвинется с места, — заключил Николай Рудомаха.