Дроны парализуют аэропорты: какие права есть у пассажиров и как получить компенсацию?

В последние месяцы российские аэропорты периодически сталкиваются с ограничениями из-за угрозы беспилотников. В таких случаях рейсы задерживают, перенаправляют или отменяют. Всё это создает неудобства для пассажиров. Однако у путешественников есть права, а страховые компании упрощают процедуру выплат. Разбираемся, как действовать в подобных ситуациях.
На сегодняшний день, ситуация стабилизировалась во всех аэропортах России.
Ситуация контролируема, авиационная система адаптируется к новым вызовам.
Пресс-служба Росавиации.
Начиная с 5 июля до 06:00 утра 7 июля авиакомпании отменили 485 рейсов, на запасные аэродромы ушли 88 рейсов, было задержано на вылет и прилет 1,9 тыс. рейсов, оформлено 43 тыс. вынужденных возвратов билетов, в гостиницах размещено 94 тыс. человек, количество предоставленных ваучеров на напитки – 199 тыс., на питание – 155 тыс. пассажиров, сообщил пресс-секретарь ФАВТ Артем Кореняко.
Изменение времени вылета может быть связано с погодой, техническими проблемами или человеческим фактором. Самые частые из них: стихийные бедствия — наводнения, снегопады, пожары и так далее; нелетные погодные условия — ледяной дождь, туман, обледенение взлетной полосы, песчаная буря, гроза; введение военного положения; поломка в самолете, которая влияет на безопасность полета и пассажиров или ограничения авиаперевозок по каким-то направлениям — такое было в середине июня после начала военных действий на Ближнем Востоке. В последнее время к списку добавилась операция «Ковер», связанная с атакой вражеских дронов.
При отмене или переносе рейса сотрудники авиакомпании информируют пассажиров по электронной почте или по SMS.

Исходя из ситуации последний дней можно выделить три лайфхака. Во-первых, предпочтительнее выбирать утренние рейсы — большинство инцидентов с дронами происходят в ночное время. Во-вторых, не экономить на страховке и оформить ее на случаи задержки/отмены рейса. И, в-третьих, следить за новостями через официальные источники (аэропорт, авиакомпания).
Если у вас есть страховка путешественника с покрытием риска задержки рейса, вы можете рассчитывать на выплату. Размер компенсации зависит от условий полиса:
— За каждый час задержки — от 800 до 3 тыс. рублей (максимум – за 8 часов ожидания).
— При отмене рейса – сумма будет равна максимальной компенсации за задержку.
— Автоматические выплаты: некоторые страховые предлагают фиксированную сумму (около 1 тыс. рублей) за каждый час простоя после 4-го часа.
Для оформления выплаты обычно достаточно фото паспорта, посадочного талона и номера банковского счета. Если рейс был указан при покупке полиса, страховая может сама уведомить о необходимых документах.

Ситуация неприятная: вы уже с чемоданами в аэропорту, рядом дети, домашние питомцы и все мысли только об отпуске. Лишних денег нет. А тут — рейс откладывается на неопределенное время. В этом случае авиаперевозчик обязан обеспечить пассажиров рядом услуг: питанием, отелем и возвратом некоторой суммы.
— Через 2 часа задержки вылета — вода, 2 бесплатных звонка или email, хранение багажа, комната матери и ребенка.
— Через 4 часа — организация горячего питания (повтор каждые 6 часов днем или 8 часов ночью).
— Через 8 часов днем (6 ночью) — бесплатная гостиница и трансфер.
Важный момент: требуйте письменное подтверждение задержки или отмены вылета самолета штамп в маршрутную квитанцию или посадочный талон, подойдет и справка с печатью. Обязательно сохраняйте чеки, которые подтверждают расходы. Это пригодится для получения компенсации, в том числе за моральный вред через суд. Например, если сотрудники авиакомпании отказали в помощи или вам не подошли их предложения.
Роспотребнадзор открыл «горячую линию»: 8 800 555 49 43. Сотрудники ведомства помогут разобраться с правами при задержках, отменах и возврате билетов.
В любом случае путешественникам стоит заранее продумывать варианты на случай нештатных ситуаций — это сэкономит время, деньги и нервы.
